27.09.2010 12:00
Рубрики
Культура
Теги
27.09.2010 12:00

У Иркутска своя мелодия

Органист Гарри Гродберг – о музыке и фестивалях

События Международного музыкального фестиваля «Звезды на Байкале» остались позади, но впечатления о днях классической музыки мирового уровня еще очень свежи в памяти. Обязательной составляющей фестиваля являются органные концерты народного артиста России Гарри Гродберга. Музыкант действительно принял участие во всех фестивалях из-за трепетного отношения не только к их организатору Денису Мацуеву, но и к Иркутску. Ведь еще до «Звезд на Байкале» самый известный в мире органист, мужественно преодолевая часовые пояса, приезжал в наш город с концертами. Более того, Гарри Гродберг имеет самое непосредственное отношение и к установке самого органа в здании Польского костела. Сам он считает орган «гениальным изобретением человека, инструментом, доведенным до совершенства и способным быть властелином душ». О своих впечатлениях от фестиваля музыкант рассказал газете «Областная».

– Гарри Яковлевич, что заставляет вас каждый год лететь через всю страну в Иркутск?

– Все просто, я приезжаю потому, что меня приглашают, а значит, нуждаются в моем искусстве, и я не могу отказать. Хотя, признаться, мне нелегко даются перелеты и акклиматизация вообще. Но Иркутск замечательный город, и мы с супругой приезжаем сюда с огромным удовольствием, мы любим этот город, ведь у Иркутска есть своя мелодия, свое особое лицо, которое определяется и природой, и интернациональностью населения, и близостью Байкала, и архитектурой. Я приезжал сюда каждый раз с 1978 года и всегда чувствовал эту особую энергетику от улиц, зала, людей, которые приходят ко мне на концерт. Однажды я играл зимой, когда на улице было минус 32 градуса, но зал был полный. Видимо, у меня есть потребность играть в Иркутске, а у публики здесь есть потребность меня слушать.

– Как вы оцениваете фестиваль «Звезды на Байкале» в Иркутске?

– Я считаю, что фестиваль «Звезды на Байкале» Дениса Мацуева – это большое событие в музыкальной и культурной жизни не только Иркутска, но и страны. Он превосходно организован, и сама возможность под одной крышей собрать такое количество выдающихся музыкантов является величайшим достижением. Я понимаю, что за этим стоит огромная организаторская работа, великолепный вкус и понимание задач по поднятию планки культурного уровня слушателей в восприятии классической музыки. Это сейчас особенно нужно, потому что «противоположные» жанры становятся более агрессивными, а СМИ уделяют ей недостаточно внимания. Классическая музыка имеет колоссальное значение для воспитания молодежи, и, я считаю, что эта задача была потрясающе выполнена на фестивале. Я ведь был не только участником фестиваля, но и слушателем.

– Были на всех концертах форума?

– Почти на всех, и, могу сказать, что программа была составлена с большим вкусом, а сам Денис Мацуев гениально сыграл концерт Чайковского, с особым драматизмом и эмоциональным накалом. Могу без малейшего преувеличения сказать, что он – величайший музыкант современности, не только в России, но и в мировом масштабе. Его популярность огромна, а в Москве купить билеты на его концерты очень нелегко – всегда аншлаг. Но, несмотря на его фантастическую популярность, Денис Мацуев – обаятельный, любит жизнь, людей, свою публику, чувствует ее, и это очень впечатляет всех. В том числе старый Гродберг, который на своем веку видел очень много, не пропускает ни одного концерта Дениса Мацуева, а это для музыканта моего калибра и моей деятельности является величайшей редкостью.

– Почему?

– Дело в том, что, к сожалению, музыканты друг друга практически не слушают. Скажем так, не всегда музыканты любят слушать музыку. Я же сумел сохранить нежные чувства к своей деятельности, и в том числе к искусству Дениса Мацуева, которое является большим явлением. Кстати то, что он стал почетным гражданином Иркутска, очень справедливо и правильно, ведь он так много делает для города. Я сам являюсь почетным гражданином Твери, где организовал Баховский фестиваль и многие другие проекты. Но Денис является организатором еще трех фестивалей, постоянно концертирует по всему миру и при этом вникает во все мелочи! Откуда у него только берутся силы? И при этом ему совершенно чужда звездная болезнь.

– Вы были одним из главных инициаторов установки органов в России, развивается ли органное искусство в России сейчас?

– Да, когда я пришел в московскую филармонию в 1955 году, то был одним из главных инициаторов и организаторов Совета органостроения при Министерстве культуры СССР, стал заместителем председателя этого совета. По сути, мне пришлось стать чиновником. Это была огромная работа, в результате которой было установлено свыше 70 органов по всей стране. Сейчас этот процесс продолжается. И если вы думаете, что основные страны, в которых развито органное искусство, находятся за пределами России, то вы глубоко ошибаетесь. Нигде в мире так успешно и так часто не проводятся органные концерты, нигде эти инструменты не находятся в таком хорошем состоянии, как в России. Так что в этом отношении мы занимаем первое место на земном шаре. В Германии, к примеру, много органов в церквях, но за ними часто не следят и очень редко проводят большие концерты. А когда я играю в Москве, а я обычно даю там 12–14 сольных выступлений, всегда все билеты проданы. И эти аншлаги у меня уже 56 лет подряд. Так что можно сказать, что я рекордсмен в этой области.

 

 


СПРАВКА

 

Гарри Гродберг родился в 1929 году в городе Нид в Литве, в семье модельера дамской одежды. С 1939 года жил в Каунасе, откуда в начале войны эвакуировался в город Наманган в Узбекистане. Ученик пианиста Александра Гольденвейзера и органиста Александра Гедике. Окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано и органа в 1955 году, в том же году принят в Московскую филармонию в качестве солиста. Почетный член Баховского общества Лейпцига и Генделевского общества Германии. Учредитель фестиваля «Бахослужение» в Калининграде и Баховского фестиваля в Твери. Гарри Гродберг – пионер органного исполнительства в России. Именно ему страна обязана тем, что органная музыка распространена повсеместно. До этого в СССР было всего шесть органов, которые использовались только для исполнения траурной музыки или в качестве аккомпанирующего вокалистам инструмента. На одном из концертов заканчивающего тогда Московскую консерваторию Гарри Гродберга заметил Святослав Рихтер и в дальнейшем способствовал организации первого сольного выступления органиста.