27.09.2010 12:00
Рубрики
Экономика
Текст
Юрий Юдин
Теги
Текст:
Юрий Юдин
27.09.2010 12:00

Иркутск плюс БЭФ равно новые возможности

Байкальский экономический форум – пожалуй, одно из тех мероприятий, результаты которого проявляются со временем, не сразу. Особенно, если это касается прямой практической пользы для города Иркутска. Тем не менее, по итогам VI БЭФа можно сказать, что для областного центра БЭФ был вполне результативен.


Губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев, начальник Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» Сергей Абрамов и мэр Иркутска Виктор Кондрашов после подписания соглашения о реконструкции железнодорожного вокзала и благоустройстве окружающей территории.


Одним из главных направлений работы прошедшего форума стала тема формирования новой градостроительной философии, изменение городской среды с целью создания комфортных условий жизни для населения. По сути, речь шла о необходимости модернизации городского пространства в новых экономических условиях постиндустриального развития. Для Иркутска эта тема – одна из самых актуальных, поскольку главный вектор экономического развития нашего города – постиндустриальный, не промышленный. Соответственно, нужны новые градостроительные подходы.

Между тем, решить такие задачи невозможно без развития сферы строительства комфортного, современного и, главное, доступного жилья. В этой связи соглашение, подписанное в первый день VI Байкальского экономического форума губернатором Иркутской области Дмитрием Мезенцевым, генеральным директором ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (АИЖК) Александром Семенякой и генеральным директором ОАО «Иркутское региональное жилищное агентство» Владимиром Щербаковым является весьма позитивным шагом.

Что конкретно предусматривает этот документ? Соглашение заключено в рамках совместной работы сторон по реализации федеральной программы по стимулированию строительства доступного жилья (программы «Стимул»), разработанной АИЖК. Согласно договоренностям, АИЖК обязуется предоставлять целевые займы банкам для кредитования застройщиков и дольщиков, участвующих в строительстве жилья эконом-класса на территории области. Кроме того, АИЖК будет рефинансировать ипотечные кредиты, выданные гражданам и юридическим лицам.

Функцией регионального оператора АИЖК является обеспечение гарантии реализации в установленный срок всех построенных в рамках совместных проектов жилых помещений. В случае, если застройщик не успеет реализовать построенное жилье за время действия соглашения, «Иркутское региональное жилищное агентство» выкупит его, что позволит застройщику погасить кредит перед банком.

– В данный момент на рассмотрении в агентстве находятся два проекта строительства жилых домов в Иркутске общей площадью 9 тыс. кв. м, – отмечает Александр Семеняка. – Мы надеемся, что регион быстро оценит возможности программы и активно включится в процесс стимулирования стройки. В целом по Сибирскому федеральному округу реализуется проектов более чем на 1 млрд. рублей, что позволит в ближайшей перспективе построить 76 тыс. кв. м доступного жилья. Всего же соглашения с Агентством заключили 19 регионов.

Как отметил Александр Семеняка, на сегодня Правительством и Президентом РФ поставлена задача по увеличению объемов строительства жилья, доступного для большинства населения. К 2030 году необходимо добиться того, чтобы решить жилищную проблему с помощью ипотечного кредитования могли бы 70% населения России. Причем ипотека не должна быть тяжким многолетним бременем. «Если до экономического кризиса ипотека работала практически только на рынке вторичного жилья, то сейчас она будет возможна уже на этапе строительства. За счет новых схем государственная власть сможет влиять на цены, которые формируются на первичном рынке», – сообщил Александр Семеняка.

К слову, благодаря этому соглашению более активно будет решаться вопрос по реализации проекта строительства «Иннокентьевской слободы», что немаловажно как для  долевых участников, так и для заказчика, а также застройщика.

Еще одно важное для Иркутска решение, принятое на БЭФе – подписание 8 сентября Соглашения о сотрудничестве в области совместной реализации проекта «Реконструкция железнодорожного вокзала станции Иркутск-Пассажирский и обустройство прилегающей территории». Свои подписи под документом поставили губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев, начальник Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» Сергей Абрамов и мэр Иркутска Виктор Кондрашов.

– Прежде чем проект реконструкции будет окончательно запущен, предстоит провести очень много предпроектных разработок, – сообщил мэр Иркутска Виктор Кондрашов. – В том числе полностью будет изменена транспортная схема – как в районе железнодорожного вокзала, так и в центре Иркутска. Она будет сочетаться со схемой реконструкции вокзала.

Мэр Иркутска сообщил, что таким образом будет создан транспортно-модальный узел, который  позволит в реальности удовлетворить транспортные  потребности трех городов – Иркутска, Ангарска и Шелехова. «Мы возобновляем тематику развития транспортной инфраструктуры между тремя близлежащими городами», – подчеркнул Виктор Кондрашов.

Проект реконструкции здания железнодорожного вокзала, разработанный институтом «Иркутскжелдорпроект», будут реализовывать все участники договора. Субсидии для паритетного софинансирования работ по подготовке обоснования инвестиций в строительство выделят городской и региональный бюджеты. После завершения предпроектной проработки будет подготовлен инвестиционный контракт с определением вкладов и долей сторон в рамках реализации проекта.

Что же конкретно предусматривает реконструкция вокзала? В результате модернизации в районе иркутского железнодорожного вокзала будут сооружены связанные с ним дополнительные транспортные узлы – причал и автостанция. Восточно-Сибирское речное пароходство поддержало проект строительства стоянки для водного транспорта вблизи железнодорожного вокзала на Ангаре. В рамках проекта планируется провести реконструкцию набережной Ангары и установить смотровые площадки. Все строения после модернизации будут оснащены элементами, необходимыми для передвижения людей с ограниченными возможностями.

На базе существующего здания вокзала будет построен многофункциональный конкорс – распределительный зал пассажиропотоков на поезда дальнего следования и пригородного сообщения – с эскалаторами и лифтами. Проектом также предусмотрен деловой центр, торговый комплекс и отель. Реализация проекта позволит сделать станцию Иркутск-Пассажирский пересадочным и деловым центром. После реконструкции вокзал сможет обслуживать до 11,5 тыс. пассажиров в сутки. Сейчас с вокзального комплекса Иркутск-Пассажирский ежесуточно отправляется более 8 тысяч пассажиров (2,8 тыс. на поездах дальнего следования и около 5,6 тыс. на электричках пригородного сообщения). Для такого пассажиропотока площадь здания вокзала должна быть почти в 3 раза больше существующей (сейчас 3,8 тыс. кв. м).

Переговоры об изменении прилегающей к железнодорожному вокзалу территории город, регион и железная дорога обсуждают уже несколько месяцев. Проект по реконструкции этой части города будет реализован несмотря ни на что, – уверен мэр Иркутска Виктор Кондрашов.

Еще одно важное для Иркутска мероприятие, прошедшее в рамках БЭФа – I Байкальская венчурная ярмарка. Как сообщила на церемонии открытия исполнительный директор Российской ассоциации прямого и венчурного инвестирования (РАВИ) Альбина Никконен, для участия было зарегистрировано 260 человек, 30 экспертов в сфере венчурного предпринимательства. В ходе Ярмарки обсуждались вопросы развития государственно-частного партнерства, венчурного предпринимательства, инноваций, рисков и целый ряд других тем. В том числе – касающихся того, каким образом инновационные предприятия могут получить деньги частных инвесторов.

Как сообщил начальник управления по стратегическому развитию и инновационной политике администрации Иркутска Евгений Семенов, из 40 поданных на участие проектов было выбрано 25, которые и представлены на ярмарке. Кроме того, вниманию потенциальных инвесторов были предложены семь научно-исследовательских опытных конструкторских работ (НИОКРов), имеющих высокую степень коммерциализации.

«Проекты имеют разный уровень развития: от посевной до стадии Start-up. Более того, продукция некоторых компаний уже представлена сегодня на рынке. Например, ООО «Медико-профилактический центр» из г. Ангарска уже производит лечебно-профилактический препарат «Кедровое молочко», который не имеет аналогов ни в России, ни за рубежом», – сказал Евгений Семенов.

Отбор проводился экспертами правительства Иркутской области, администрации г. Иркутска и Российской ассоциации венчурного инвестирования (РАВИ). Как отметил Евгений Семенов, в числе участников I Байкальской венчурной ярмарки было одно предприятие из Перми, два – из Томска, остальные из Иркутска и Иркутской области.

«Проведение венчурной ярмарки в Байкальском регионе демонстрирует переход от дискуссии к реальным делам, когда появился интерес к развитию инноваций и предпринимательства не только со стороны государства, но и со стороны регионов, в частности Иркутской области», – сообщила Альбина Никконен.

В рамках Байкальского экономического форума венчурная ярмарка проводилась впервые. Как сообщил председатель Совета Федерации Сергей Миронов, «Россия сделала принципиальный выбор в сторону инвестиций и модернизации, идет активный поиск наиболее эффективных путей поддержки высокотехнологичных новаторских проектов. И венчурное инвестирование, безусловно, является одним из лучших инструментариев. Венчурная ярмарка в рамках БЭФа – это уже веление времени, это наша реакция на идеи и предложения президента РФ о модернизации», – сказал Сергей Миронов, отметив, что этот инструментарий очень мало используется в нашей стране.

Мэр Иркутска Виктор Кондрашов выразил уверенность в том, что Байкальская венчурная ярмарка будет иметь огромное значение для развития инновационного направления в Сибири.

В рамках ярмарки подписано два документа. Первый – Соглашение о сотрудничестве и проведении совместных работ в области развития инновационной деятельности и создания индустрии венчурного инвестирования в Иркутской области между правительством Иркутской области, мэрией Иркутска, ОАО «Российская венчурная компания», ИНЦ СО РАН. Второй – Соглашение о сотрудничестве между правительством Иркутской области и Российской ассоциацией венчурного инвестирования (РАВИ).