29.09.2010 12:00
Рубрики
Общество
Теги
29.09.2010 12:00

Надежный фарватер осетровских речников

В 1929 году в Усть-Куте была основана пристань Осетрово. В 1930 году объем перевозимых через пристань грузов составил 10 тыс. тонн. Грузы в Осетрово доставлялись преимущественно санным путем с Ангары либо на малогабаритных судах с верховьев Лены.

В конце 1950 года в городе началось строительство новых портовых объектов. В 1957 году основана Осетровская РЭБ (ремонтно-эксплуатационная база) флота как подразделение порта, открыт и модернизирован второй грузовой район. Сегодня Осетровская РЭБ входит в ООО «Верхнеленское речное пароходство» – одно из крупнейших предприятий речных перевозок в Иркутской области. РЭБ осуществляет перевозку грузов по реке Лене и ее притокам – Витиму, Вилюю, Алдану и другим в навигацию с мая по октябрь. Предприятие – одно из крупнейших перевозчиков бассейна реки Лены, обладает мощной ремонтной береговой базой. Суда РЭБ перевозят грузы всех типов: контейнеры, наливные и насыпные грузы, круглый лес, пиломатериалы, технику.

 

«Уходили в кромешный лед…»

РЭБ, как и многие другие российские предприятия, пережила немало трудностей в «лихие» 90-е.

– Активное строительство второй половины XX века, когда на предприятии появились новые цеха, строился флот, во время перестройки сменилось упадком, – вспоминает генеральный директор ООО «Осетровская РЭБ флота» Павел Петчик.

Рухнула экономика, первыми, кто это ощутил, были транспортники. Прекратились отправки грузов на север, речники остались без работы и выживали, кто как мог.

Это были годы тревожных ожиданий, главная задача предприятия была – остаться на плаву. Когда на Осетровской РЭБ шла процедура банкротства, важно было не допустить разграбления и продажи судов, сохранить коллектив. В 2000–2005 годах были организованы два предприятия: ООО «Осетровская судоходная компания» и ООО «Верхнеленская РЭБ флота», позже переименованная в «Осетровскую РЭБ». В течение нескольких лет речникам при активной поддержке руководства Верхнеленского пароходства удалось вывести предприятие из кризисной ситуации, сохранить имущественный комплекс, базы и коллектив.

– Сегодня Осетровская РЭБ работает активнее, чем кто-либо из речных предприятий. Здесь сосредоточена вся техническая часть, высококвалифицированные специалисты, – уверенно говорит Павел Эдвардович.

В 2006 году началось строительство газопровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». С этого времени у речников стало много работы, еще в сентябре – октябре 2006-го суда уходили в рейсы, груженные всем необходимым для строительства нефтепровода.

– Работы стало так много, что пришлось задействовать всю имеющуюся технику, срочно ремонтировать и выводить в работу. Последние суда уходили в кромешный лед, был определенный риск, но в итоге все благополучно дошли до Витима и вернулись обратно.

Большие объемы только радовали речников, соскучившихся по работе, они брались за любое дело и с честью его выполняли. Развитие нефтегазового комплекса, крупные проекты по строительству дорог и предприятий на территории республики Саха (Якутия) и Иркутской области дали мощный рост объема перевозок грузов водным транспортом.

Сегодня экипажи РЭБ находятся в рейсах на Алдане в Якутии, семь теплоходов ходили на Вилюй от Нюрбы до Верхневилюйска. В день, когда мы были на предприятии, баржу готовили к рейсу в Якутию. На нее загрузили 21 самосвал, речникам предстоит за шесть-семь суток пройти по Лене 2000 км.

 

Перевооружение флота

В начале 90-х годов в стране перестали строить суда, словно Россия перестала быть морской державой. «От судостроительных заводов остались одни названия», – с горечью говорят флотские.

– Трудно с судостроительными кадрами. Произошла потеря преемственности поколений кораблестроителей. Мне приходилось бывать на судостроительных заводах на Волге, но там однобокий подход – новоявленные корабелы разговаривают только о коммерчески выгодных проектах грузоподъемностью от 3000 тысяч тонн. Им выгодны только такие заказы. А у нас страна огромная, нет дорог и нужны мелкосидящие суда – простые рабочие лошадки, без этого флота большие пространства не освоишь. Вот эти задачи надо решать в первую очередь, – подчеркивает Павел Эдвардович.

Специалисты Осетровской РЭБ воплотили проект по переоборудованию сухогрузной баржи в нефтеналивную. В проекте использовано оригинальное техническое решение по конструкции корпуса, что позволило уменьшить строительную стоимость проекта и увеличить провозную способность судна с 2500 до 3000 тонн. Ориентировочная стоимость модернизации такого судна составляет 18 млн рублей.

По требованиям российского речного регистра суда должны иметь набор необходимого оборудования: радиостанции дальней связи и связи УКВ, эхолоты, локаторы и многое другое. Сегодня на судах предприятия заменили все носимые радиостанции на более современные. К следующей навигации планируется заменить радиостанции дальней связи, уже приобретено 17 главных радиостанций, больше половины оборудования уже заменено. Также для нужд флота купили 12 японских локаторов.

Зима в РЭБ – время ремонтов. Осенью на затонах расставляют суда, в ноябре начинается ремонт. К делу приступают ремонтники, слесари, электрики. Специалисты слесарно-механического цеха Осетровской РЭБ флота занимаются ремонтом круглый год. Сейчас они готовят к сдаче СК-2007 и баржу МП-1361. Всего работает шесть береговых слесарей, после навигации к ремонтам подключается плавсостав.

Ремонт заканчивается – судно формирует экипаж, приводит теплоход в эксплуатационную готовность. Впереди – новая навигация.

 

Флотские традиции – не пустые слова

На предприятии работает много молодых специалистов – рядовой состав и младший командный состав – студенты речных училищ и Новосибирской академии водного транспорта. График учебного процесса так спланирован, что будущие речники на практику уходят в начале навигации, а возвращаются в конце. По окончанию училища студенты, как правило, имеют на руках диплом третьего помощника капитана. А дальше идет карьерный рост. Если человек увлекся романтикой «голубых дорог», это навсегда.

Средний возраст капитанов на предприятии – 55 лет. Осетровские речники всегда отличались верностью флотским традициям и преданностью профессии.

Квалификация сотрудников берегового состава позволяет производить своевременный и качественный ремонт флота, осуществлять модернизацию судов в соответствии с современными техническими и экологическими требованиями. Служба безопасности сопровождения пароходства под руководством Сергея Башинова четко организовывает движение судов согласно правилам. В выполнении поставленных задач по завозу грузов в Якутию и северные районы Иркутской области немалая заслуга технических служб РЭБ, которыми руководит технический директор предприятия Григорий Горак. Безопасный отстой флота в межнавигационный период осуществляется караванно-хозяйственным цехом Олега Тюменнева, который продолжает дело отца, ветерана предприятия Анатолия Григорьевича.

На флоте много семейных династий. История большой рабочей династии семьи Орловых начинается с Ильи Афанасьевича. Фронтовик Орлов с 1947 года работал механиком колесного теплохода «Александр Матросов». Его сын Владимир Ильич стал капитаном СК-2011. Второй сын, Александр, пошел во флот по зову сердца и по сложившейся в семье традиции. Сегодня Александр Ильич работает ОАО СК «АЛРОСА-Лена» капитаном, имеет заслуженные награды. Нина Владимировна Орлова, внучка легендарного капитана, в Осетровской РЭБ работает с 1981 года. Ее сын Николай сегодня работает главным энергетиком предприятия. На РЭБ с уважением рассказывают о династиях Мандрыгиных, Таюрских, Шаякбаровых, вписавших свои имена в славную летопись РЭБ. Единственная женщина – капитан-механик СК-2089 Лариса Рогова – тоже гордость предприятия.

И еще одна хорошая традиция есть в Осетровской РЭБ флота – присваивать теплоходам имена прославленных ленских капитанов. Сегодня по Лене ходит теплоход «Капитан Пуляевский» в память о Василии Васильевиче, старейшем капитане предприятия, которого называют легендой флота. Есть теплоход «Инженер Брынский», названный в честь инженера-электронщика Евгения Михайловича. Танкер «Петр Савутин» носит имя бывшего работника РЭБ, ветерана войны, разведчика, кавалера трех орденов воинской Славы.

Флотские традиции, взаимовыручка – не пустые слова для работников Осетровской РЭБ.

Предприятие активно помогает городу и району, оказывает спонсорскую помощь подшефной школе, спорту. При участии речников в городе строится храм Иконы Спаса Нерукотворного образа. Без речников пассажирского, грузового флота, судоремонтников и многих других специалистов немыслимо настоящее и будущее северного края.