01.10.2010 12:00
Рубрики
Закон
Теги
01.10.2010 12:00

Бороться с «черными лесорубами» будет специальный закон

Среди законопроектов, принятых на сентябрьской сессии, числится один с неброским названием, мало что говорящим несведущему человеку: «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Иркутской области». Но под этой скромной оболочкой прячется решительность законодателей покончить с хищническими рубками леса в регионе.

Проблема «черных лесорубов» не нова. Миллионы кубометров «кругляка» уплывают за границу (как правило, в Китай) ежегодно. И все попытки перекрыть этот канал до сих пор оказывались безуспешны. Ни специально созданная для этого лесная милиция, ни попытка организации лесных бирж, ни электронное слежение за лесовозами не сумели обуздать контрабандную вывозку леса. К этому уже стали привыкать, как к неизбежному злу, вроде лома, против которого, как известно, нет приема.

Подсказка пришла из Забайкалья. Разработанная и внедренная там система защиты от лесных браконьеров дала прекрасный результат – число «термитов», как прозвали незаконных порубщиков, резко снизилось. Опыт соседей и лег в основу иркутского лесозащитного законопроекта. Его автор, председатель комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Юрий Фалейчик не скрывал заимствования, считая, что нет смысла изобретать свой велосипед, когда есть уже готовый. Тем более, что его конструкция довольна проста.

Согласно закону, любой предприниматель может открыть пункт приема или отгрузки древесины, но должен обязательно зарегистрировать его в органах власти. Вся поступающая на приемный пункт древесина строго документируется: с какой деляны, в каком объеме. Вышел лесовоз – появилась запись в специальном журнале, прошитом и пронумерованном, из которого страницу не выдерешь. Прибыл груз на отгрузочный пункт – опять же запись: откуда, сколько, куда… Не соблюдаешь правил, ловчишь – или штрафом ударят, да таким, что мало не покажется, или вообще предприятие закроют.

Еще весной законопроект был готов, но, к удивлению автора, натолкнулся на противодействие некоторых должностных лиц, особенно местного самоуправления, которым вроде бы по роду деятельности следовало за него ратовать в первую очередь. Позиция, впрочем, понятная – на носу выборы, и не стоит портить отношения с местными лесными тузами, которые подчас играют в районах роль теневого правительства.

Несмотря на подводные течения, Юрий Фалейчик довел свой законодательный корабль до первого чтения. Депутаты его одобрили, порекомендовав создать рабочую группу для его окончательной шлифовки. Группу создали. И весьма представительную: депутаты и юристы ЗС, представители лесной милиции, прокуратуры, агентства лесного хозяйства. Решив, что лучше раз увидеть, чем сто раз услышать, Законодательное Собрание организовало поездку группы в Забайкальский край.

– Знаете, что больше всего меня поразило у наших соседей? – рассказывает Юрий Фалейчик. – Это тесное и дружное взаимодействие всех служб, независимо от цвета и фасона мундиров, участвующих в борьбе с противозаконными рубками леса. Они все прекрасно информированы о положении дел. Приятно было видеть, как министра промышленности, в чьем ведении лес, дополняет прокурор, прокурора – руководитель лесной милиции, руководителя – депутаты Законодательного Собрания. Чувствуется, что никто не стоит в стороне от лесной проблемы, что она крепко сплотила забайкальцев.

– Вам сумели доказать эффективность действующих в Забайкалье «антитермитных» мер?

– Вот только несколько цифр. После введения системы контроля объемы экспорта круглого леса с территории края упали в 2,5 раза – без ущерба для бюджета и занятости населения. Количество приемных пунктов сократилось с 600 до 200. А главное – налицо существенный экономический эффект: если ранее ущерб от незаконных порубок оценивался примерно в 500 миллионов рублей, то сейчас колеблется где-то в пределах 120-150 миллионов.

– И все это благодаря лишь одному закону?

– Кроме закона о пунктах приема и отгрузки древесины, сделано еще несколько организационных шагов, которые позволили состыковать полномочия федеральных структур, органов местного самоуправления и правительства края. В девяти районах было введено чрезвычайное положение. Сегодняшнее законодательство это позволяет сделать при условии, если наносимый ущерб превышает 5 миллионов рублей. В рамках ЧП были созданы межведомственные группы – по сути, это группы быстрого реагирования, которые стали эффективно бороться с «черными лесорубами».

– Но до конца, как я понимаю, с ними не покончили?

– Пока еще нет. Между прочим, забайкальские «термиты» нашли выход. И знаете какой? Они стали «переползать» в… Иркутскую область. Таможня недавно заявила, что за последний год количество нарушений при оформлении документов выросло в два раза. Это не что иное, как попытки вывезти лес контрабандным путем. Если мы скорейшим способом не избавимся от незваных гостей, то они выкосят тайгу.

– Может быть, «термиты» убежали из Забайкалья не потому, что там начал работать закон, а потому, что леса не осталось?

– В этом, наверное, есть доля правды. Нам откровенно говорили, что некоторые районы края, считающиеся некогда лесозаготовительными, ныне перестали таковыми быть. Вырублено все, что можно рубить. Кстати, чем дальше на восток, тем болезненнее это явление сказывается. И в Амурской области, и в Хабаровской, и в Приморском крае есть территории, где леса практически не осталось. Все они приближены к границе с Китаем, а степень наглости браконьеров возрастает по мере приближения к рынкам сбыта.

– Вы считаете, новый закон поможет переломить ситуацию в Иркутской области? Каковы сегодня объемы незаконных рубок?

– К сожалению, точными цифрами областное правительство не располагает. По нашим подсчетам, объемы нелегальных вырубок достигают 4,5 миллионов кубометров в год. Это примерно15 миллиардов рублей в теневом обороте. Если нам, как забайкальцам, удастся сократить эту цифру втрое, то выигрыш будет очевиден. Игра, как вы понимаете, стоит свеч. Но для этого необходимо внедрить несколько железных правил: обязательную регистрацию приемных и отгрузочных пунктов и регулярную их отчетность, позволяющую отследить движение партий древесины по территории области. Нам, я считаю, повезло, что Иркутское ГУВД возглавил бывший начальник ГУВД Забайкальского края Александр Обухов. Во многом благодаря ему закон заработал в полную силу в Забайкалье, и, уверен, он приложит все силы для того, чтобы закон заработал и у нас. В этом убеждают уже первые предпринятые им шаги: Обухов заменил начальника лесной милиции, а саму милицию вывел из подчинения райотделов и сделал составной частью отдела по борьбе с экономическими преступлениями, тем самым повысив его статус.