01.10.2010 12:00
Рубрики
Мнение
Теги
01.10.2010 12:00

Дело на четверть века

Валентин Румянцев – помощник генерального директора ОАО «Иркутскэнерго» по вопросам ГО и ЧС. Этими вопросами в компании он начал заниматься в перестроечном 1985 году. Тогда «советская машина» отправлялась на запасные рельсы и тянула за собой своих «пассажиров». Система гражданской обороны страны, казалось, получила билет в один конец. Валентин Румянцев вспоминает, что когда 25 лет назад он пришел на должность руководителя штаба ГО областной службы энергетики, ему поручили устроить другую, свою «перестройку» – в рамках одного предприятия. Теперь, спустя четверть века после начала локальных реформ, он признается, что результатом работы вполне удовлетворен, хотя свои заслуги в этом категорически отрицает.

 

Защитные сооружения

– Изначально было понимание со стороны руководства и нашей службы, и региональной власти – губернатора Юрия Ножикова. Поэтому вопрос был лишь в том, чтобы подобрать хороших специалистов, ответственных людей и начинать выстраивать систему гражданской обороны предприятия. Незадолго до моего назначения генеральным директором ОАО «Иркутскэнерго» стал Виктор Митрофанович Боровский, он то и начал прививать на всех уровнях понимание важности должного планирования и ведения гражданской обороны, своим отношением заложил принцип ее неукоснительного соблюдения. Позже такое отношение приобрело статус традиции и перенималось всеми последующими руководителями нашего предприятия.

– На тот момент из 25 защитных сооружений, бывших в ведении энергетиков, половина была попросту затоплена, – продолжает Валентин Иванович. А ведь именно бомбоубежища, как их раньше называли, это основа защиты работников при переводе предприятия в режим военного времени. Поэтому строительство и восстановление объектов гражданской обороны «по всем правилам» решили начать именно с них.

Между тем многие защитные сооружения располагались в так называемых пониженных участках местности – сырость и подземные воды стали главными проблемами при реализации проекта. Однако и их удалось одолеть. На помощь здесь пришли голландские технологии – в стены закачивали цемент со стеклом, чтобы обеспечить их герметизацию, то есть сделать полностью водонепроницаемыми. В общей сложности такой тотальный «апгрейд» укрытий обошелся почти в 30 млн советских рублей.

– Только в убежище на Новоиркутской ТЭЦ, рассчитанном на 450 человек рабочей смены, нам пришлось вложить порядка 2,5 миллиона. Большое помещение было заполнено водой, людям было по пояс. Сегодня там находится и пункт управления, и вспомогательные помещения. Оно всегда приводится в пример как одно из лучших. И так по каждому защитному сооружению, все они полностью готовы к приему людей. Причем не в течение 12 часов, как сказано в руководящих документах, а за гораздо более короткий промежуток времени – 5–6 часов. Это одно из главных требований, которые предъявляются на нашем предприятии в отношении защитных сооружений, – поясняет Валентин Румянцев.

Однако укреплением «бастионов» дело не ограничилось. Как только появилась возможность, на предприятии обновили и запасы средств индивидуальной защиты. Причем сделали это тоже с размахом – закупили с завода-изготовителя 15 тысяч только что появившихся усовершенствованных моделей противогазов ГП-7 и ГП -7В. Но это было уже гораздо позже.

 

Ангарское испытание

Одним из своих первых испытаний на должности начальника штаба гражданской обороны крупнейшего энергетического комплекса Приангарья Валентин Румянцев считает строительство самого крупного в области защитного сооружения в Ангарске. В середине 80-х годов оно стало обычным долгостроем, застыв на уровне котлована размером с небольшой стадион. Дело не удалось сдвинуть с мертвой точки, пока разбор полетов не провели на заседании местного бюро обкома партии. Партийный разнос придал скорости строителям, и работа закипела. Однако когда дело дошло до приобретения оборудования, дело снова оказалось в тупике.

– Оно поставлялось тогда со всех союзных республик – это и фильтровентиляционное оборудование, и дизельгенераторы, и многое другое. Вот как раз на дизельгенераторе и сошелся, что называется, свет клином. Его изготавливали на Украине, и производители сильно затягивали с поставкой. Что мы только не делали, «выбивали» его, обращались с письмами в партийные органы. В общей сложности у нас ушло около трех лет на то, чтобы этот дизельгенератор занял, наконец, свое законное место. Потом, когда уже все закончилось, и комиссия принимала этот объект, я понял, что это испытание завершилось и даже приобрело другой статус, став в некотором роде предметом гордости и достижением, – улыбается Валентин Иванович и тут же в который раз поправляется, что все это стало возможным только благодаря совместной работе многих и многих людей.

Досталось в свое время энергетикам и от мощнейшего урагана, пронесшегося над Иркутской областью 16 июля 2004 года. Скорость ветра тогда достигала 40 м/с, деревья в тайге валило десятками километров. Повредил ветер и 22 массивные опоры ЛЭП, пять из них были полностью разрушены. Московские специалисты предрекали энергосистеме области полный коллапс. По крайней мере, на скорое восстановление они не рассчитывали и говорили как минимум о 1,5–2 месяцах восстановительных работ. Однако такой «роскоши» сибиряки позволить себе не могли. В области был введен режим ЧС, электричество отсутствовало в 268 населенных пунктах. Оперативный штаб работал круглыми сутками, и уже через пять дней энергоснабжение было восстановлено по временной схеме, а к 5 августа электричество вернулось во все города и села Приангарья.

 

Совместная работа

Над реабилитацией гражданской обороны в то время трудились не только в стенах «Иркутскэнерго», но и в масштабах всей области. В 1984 году на пост начальника штаба гражданской обороны Иркутской области пришел Геннадий Рубакин. Кстати, именно при нем наш регион в течение восьми лет признавался лучшим в РСФСР в вопросе организации ГО. По всей области регулярно проводились масштабные учения, в некоторых из них задействовались целые города. Старался держать планку на уровне в масштабах вверенной территории и Валентин Румянцев. Учения с рабочим персоналом «Иркутскэнерго» стали неотъемлемой частью распорядка дня каждого из них. И если раньше, в 80-х годах, тренировки были ориентированы исключительно на вопросы гражданской обороны, то теперь, спустя два десятка лет, учения приобрели другой характер. Сейчас отрабатывается умение персонала действовать при чрезвычайных ситуациях, связанных с энергетикой, оказывать первую медицинскую помощь, эвакуироваться при угрозе теракта.

– Такие тренировки нужны, прежде всего, для того, чтобы люди почувствовали, хотя бы в пробном режиме, каково это, например, находиться долгое время в замкнутом пространстве, – отмечает Валентин Иванович. – Мы заводим людей в защитные сооружения, смотрим, как они там себя чувствуют, какой у них психологический настрой, даем им возможность ознакомиться с расположением помещений в укрытии – где находится душ, вода, санитарный пост, система связи, пункт управления. Одновременно проверяем оборудование: как работает дизельгенератор в качестве автономного источника освещения, как ведет себя фильтровентиляционное оборудование и многое другое. Тут же проводим занятия по определенной теме. В общей сложности на тренировку уходит не больше часа, за это время мы успеваем проверить все.

Не остаются энергетики в стороне и от совместных с другими службами учений. Как один из последних примеров подобного взаимодействия Валентин Иванович приводит недавнюю отработку действий при учебной технологической аварии на Иркутской ГЭС. По сценарию в одном из цехов ГЭС прогремел взрыв на трансформаторе, как следствие возник пожар, произошло обрушение пролета в машинном зале и утечка мазута. В ликвидации последствий таких масштабных разрушений были задействованы спасательные службы города, медицины катастроф, пожарные «Иркутскэнерго» и ГУ МЧС России по Иркутской области. Несколько структур объединили свои силы для того, чтобы вместе справиться с учебной катастрофой. И такого рода взаимодействие, по словам Валентина Румянцева, происходит ежегодно.

– Мы работаем в тесной связке, от этого никуда не уйдешь, потому что, как правило, серьезные происшествия касаются зоны ответственности сразу нескольких ведомств. С ГУ МЧС России по Иркутской области пять лет назад мы подписали соглашение об обмене информацией и взаимодействии при угрозе и ликвидации ЧС. Это нам позволило более эффективно выстраивать нашу совместную работу.

 

Единомышленники

– Когда я только приступал к работе, мне кажется, что я не в полной мере осознавал весь масштаб деятельности, – признается Валентин Румянцев. – Я просто взялся со всей ответственностью за выполнение своих обязанностей и ориентировался на то, что нужно добиваться максимально возможного результата. По-другому я не мог, не мог подвести тех, кто оказывал мне поддержку, рассчитывал на меня. Сейчас, по прошествии стольких лет, я понимаю, что настолько сжился со своим коллективом, системой энергетики, что другой в своей жизни не мыслю. Я благодарен руководству, от которого всегда получал полное понимание, и своим коллегам, которых я ценю и уважаю.

О своих коллегах, кстати, Валентин Иванович рассказывает гораздо более охотно, чем о себе. Команду единомышленников он подбирал скрупулезно в течение нескольких лет, с каждым беседовал лично, прежде чем утвердить на должность. Зато теперь, отмечает он, есть на кого положиться. Своих начальников штабов он, по его собственному признанию, ценит, уважает и гордится.

– Они являются костяком, на котором держится вся наша работа. Часто приезжаешь на предприятие, а его руководитель говорит, что своим начальником штаба ГО он доволен, что тот ответственно выполняет всю работу, которая на него возложена. Я рад слышать такие похвальные отзывы о своих работниках. Это значит, что я не ошибся в выборе. А в более широком смысле это значит, что наше общее дело делается именно так, как нужно, на том уровне, который был взят за основу 25 лет назад, когда становление гражданской обороны на нашем предприятии только начиналось, – резюмирует Валентин Румянцев.