06.10.2010 12:00
Рубрики
Экономика
Теги
06.10.2010 12:00

Упредительная терапия

Ход бюджетной реформы в Иркутской области – под контроль депутатов

2011 год пройдет для бюджетных учреждений под знаком реформ. С 1 января 2011 года все, без исключения, бюджетные организации в стране – от Большого театра до сельской библиотеки, должны быть реорганизованы.

Как считают в правительстве РФ, система бюджетных отношений до сих пор функционирует в отрыве от современных подходов государственного управления, опираясь больше на советское наследие, в основе которого – сметное финансирование и плановое хозяйство. Изменение законодательства должно повысить качество услуг бюджетных учреждений благодаря более рациональному использованию государственных средств и увеличению собственной доходной базы. Депутаты Госдумы с этими аргументами согласились, приняв в апреле нынешнего года ФЗ № 83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Однако продлили срок вступления изменений в силу, определив с 1 января 2011 года по 1 июля 2012 года так называемый «переходный период».

За это время во всех регионах бюджетные организации должны быть разделены на казенные, бюджетные с расширенными полномочиями и автономные. Только в нашей области за 1,5 переходных года необходимо принять более 90 нормативно-правовых актов, чтобы обеспечить юридический переход на новые отношения в бюджетной сфере.

На прошлой неделе в Законодательном Собрании прошло первое заседание рабочей группы, которая будет отслеживать ход реализации данной реформы в нашей области. Она создана депутатами на сентябрьской сессии. В нее, помимо председателя ЗС Людмилы Берлиной, вице-спикеров Геннадия Нестеровича и Геннадия Истомина, председателей профильных комитетов и представителей депутатских фракций, в ЗС вошли депутаты Госдумы от Иркутской области, председатели дум некоторых муниципальных районов и глава Контрольно-счетной палаты области Ирина Морохоева.

В заседании рабочей группы принял участие первый заместитель председателя бюджетного комитета ГД Виталий Шуба.

Уже на октябрьской сессии губернатором может быть представлен проект регионального закона «Об отдельных мерах по совершенствованию правового положения государственных учреждений Иркутской области в переходный период». Депутаты должны принять его до 1 декабря. После этого правовые акты должны быть приняты во всех муниципалитетах, причем не позднее января следующего года.

Председатель ЗС убеждена, что «любое опоздание с принятием нормативно-правовых актов – это заваливание реформы».

– Наша главная задача – отследить всю работу по подготовке к переходу учреждений в разные категории. Нам важно, чтобы был достигнут заявленный результат – повышение эффективности в работе этих учреждений.

По мнению членов рабочей группы, в учреждениях, имеющих статус областных, реорганизация уже началась. Например, по линии социальной защиты из 90 учреждений 42 планируют стать бюджетными, 41 автономными и 7 казенными. По линии образования бюджетные учреждения с расширенными полномочиями составят основу. В их разряд перейдут почти все общеобразовательные школы. К казенным будут отнесены коррекционные школы, спецшколы, школы при колониях и малокомплектные сельские. Немногим более 10 учреждений получат статус автономных, в основном это учреждения культуры областного подчинения, они будут оказывать платные услуги.

Пока в муниципалитетах работа по переводу бюджетных организаций находится в зачаточном состоянии, а где-то и вообще не начиналась. Депутаты намерены направить во все муниципалитеты рекомендации по созданию аналогичных рабочих групп, а также сделать запросы и узнать, сколько и какие учреждения будут переведены в новый ранг. Причем этой информацией члены рабочей группы намерены располагать уже к 1 ноября.

– Сейчас мы в упредительном порядке будем спрашивать о реализации положений нового законодательства, чтобы иметь возможность влиять на ситуацию. Это наш стиль парламентского контроля. Можно, конечно, спрашивать за проваленный результат. Это тоже форма контроля. Но, на мой взгляд, убогая, – подчеркнула Людмила Берлина.

Депутат ГД Виталий Шуба особо рекомендовал коллегам проводить широкую разъяснительную работу в вопросе изменения статуса бюджетных учреждений. По мнению депутата, слухи о переходе бюджетных учреждений на платную систему работы не имеют под собой никакого основания.

– В федеральном бюджете на 2011 год на образование дополнительно планируется выделить 60 миллиардов рублей, на здравоохранение – 80. Где здесь сокращение финансирования?

По мнению Виталия Шубы, в бюджетной сфере необходимо навести порядок. Сегодня все прекрасно знают о том, что бюджетные организации оказывают платные услуги, но они в свете существующей законодательной базы в большинстве случаев незаконные. Теперь эта система должна стать прозрачной и понятной для граждан.