08.10.2010 12:00
Рубрики
Экономика
Теги
08.10.2010 12:00

Цементный гамбит

«Ростехнологии» и «Сибирский цемент» ведут переговоры о создании совместного производства.

Информация о создании Русской цементной компании вызвала оживленную дискуссию среди игроков цементного рынка и немало толков в СМИ. Хотя о частно-государственном партнерстве сейчас говорят как об основном механизме развития российской экономики, проекты в рамках такого партнерства если и находят отклик у бизнеса, то лишь после прозрачных намеков со стороны государства. И когда холдинговая компания «Сибирский цемент» сама предложила правительству создать совместную с «Ростехнологиями» структуру, нашлось немало критиков, обвинивших кемеровский холдинг в попытке реализовать собственные интересы за государственный счет. Зачем понадобился такой проект второму по величине российскому производителю цемента, и что ждет в связи с этим рынок, рассказывает председатель совета директоров ХК «Сибирский цемент» Олег ШАРЫКИН.

S.R.: Олег Витальевич, почему, собственно, «Сибирский цемент» решил броситься в объятия государства?

О.Ш.: Проанализировав состояние рынка, мы пришли к выводу, что самый эффективный путь модернизации цементной отрасли и повышения уровня конкуренции в ней – это создание частно-государственного партнерства. Речь идет не о продаже «Сибцемом» своих активов государству и не о продаже государством своих активов «Сибцему», а о создании новой структуры с участием госкорпорации «Ростехнологии». Никто никому в объятия не бросается. Мы собираемся выстраивать равноправное партнерство.

S.R.: Правда ли, что вы написали письмо Владимиру Путину?

О.Ш.: В письме председателю правительства я обратил внимание на то, что цемент в обозримом будущем может стать фактором, сдерживающим модернизацию экономики и инфраструктурное развитие нашей страны. Мощности всех российских цементных заводов составляют около 70 млн тонн в год. Из-за стагнации рынка, последовавшей за кризисом, в прошлом году в нашей стране произвели 44 млн тонн. Это уровень потребления примерно 300 кг на душу населения. В быстро развивающихся странах на одного жителя приходится от 1000 кг и выше. Например, в Китае в 2008 году показатель подушевого потребления составил 1090 кг, в 2009-м – 1380 кг. Поэтому при модернизационном рывке Россия неизбежно столкнется с проблемой нехватки цемента и с повышением цен на него. Это однозначно затормозит развитие строительной отрасли.

S.R.: Федеральная антимонопольная служба может ограничить рост цен.

О.Ш.: Это искусственный подход, экономически не оправданный. Нужно говорить о ликвидации дефицита, то есть о наращивании производства. Тогда при сбалансированном спросе и предложении цены будут регулироваться рынком. ФАС должна вмешиваться, только если какой-то производитель контролирует значительный объем рынка и ведет некорректную ценовую политику.

S.R.: Но ведь создание крупной компании с государственным участием может привести к монополизации рынка и опять же к росту цен…

О.Ш.: Не следует бояться монополизации, консолидации активов. Мировая тенденция на цементном рынке состоит в том, что корпорации укрупняются. Отрасль является капиталоемкой, энергозатратной, и мелким собственникам не под силу строить и развивать новые предприятия на современном технологическом уровне. Только крупная компания может реально вложить средства и строить такое производство. Минрегион РФ в проекте «Стратегии развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года» заявил о намерении увеличить производство цемента в России на 30,6 млн тонн в год. Если умножить 30,6 млн на 250 евро – такова стоимость строительства новых мощностей в пересчете на 1 тонну цемента, – мы получим порядка 300 млрд рублей. Это цена модернизации цементной отрасли.

S.R.: Сейчас разными отечественными компаниями заявлено строительство от 10 до 30 заводов.

О.Ш.: Нужно понимать, что между «заявить» и «построить» есть большая разница. Не будем забывать, что строительство нового завода занимает в среднем до 5 лет. Кто сейчас готов вложить 300 млрд рублей в развитие? Кто может это сделать без господдержки? Без крупных и длинных кредитов с низкой процентной ставкой?

S.R.: А Русская цементная компания может?

О.Ш.: Мы готовы построить четыре завода мощностью 10-16 млн тонн. Но чтобы выполнить планы Минрегиона, нужно значительно больше.

S.R.: В каком состоянии находится сейчас цементная отрасль в России?

О.Ш.: Большинство предприятий рентабельны, однако очень далеки от современного мирового уровня производства. Износ активной части оборудования превышает 70%. Производительность наших предприятий по сравнению с зарубежными значительно ниже – просто потому, что у нас применяются устаревшие технологии. Не вдаваясь в подробности, скажу, что в большинстве стран цемент производится сухим способом, более экологичным и экономически выгодным. Вообще сегодня в России на эту технологию приходится всего 10-15 % от годового выпуска цемента. В Турции и Польше, для сравнения, – 99%, а в таких разных по экономике странах, как Япония и Румыния, – все 100%.

S.R.: Цементный рынок в России оправился от кризиса?

О.Ш.: В целом по стране рынок растет. В январе-июне этого года, как сообщает Росстат, производство цемента выросло на 10,9% в сравнении с первым полугодием прошлого года. Позитивную статистику обеспечивает рост продаж тарированного цемента, который покупают физические лица и небольшие строительные компании. Эта тенденция свидетельствует о всплеске активности в сегменте дачного и коттеджного строительства. После кризиса он ожил первым. Но цены сейчас почти вдвое ниже, чем в докризисном 2007 году. В Сибири тенденция в отрасли такая же, как по стране, но в кризис рынок у нас упал сильнее, чем в европейской части России.

S.R.: Насколько рентабельно производство цемента?

О.Ш.: Это хороший бизнес. Но многое зависит от стартовых условий предприятия. Когда цемент стоил 4,5 тыс. рублей за тонну, эффективными были все. А когда цена упала до 2-2,5 тыс. рублей, многие предприятия стали нести убытки. Но даже те предприятия, которые, в общем, рентабельны, не имеют возможности для технического перевооружения. Чтобы модернизировать производство, необходимы большие финансовые вливания. Так, «Сибирский цемент», чтобы построить и запустить новую клинкерную печь, которая увеличила производительность Топкинского цементного завода до 3,7 млн тонн в год, затратил 1,3 млрд рублей.

S.R.: Какие страны конкурируют с отечественными производителями на российском рынке?

О.Ш.: В первую очередь Китай. За семь месяцев текущего

года доля импортного цемента (преимущественно китайского) только на рынке Дальневосточного федерального округа составила 11,5%. А в кризисном 2008 году она превысила 36%. Другой соперник – Турция. Но и она, и Китай конкуренты в некоторой степени условные. Потому что цемент – это не дубленки или сапоги. В нашей отрасли критически важен вопрос логистики. «За морем телушка полушка, да рубль перевоз» – это как раз про цемент. Для организации эффективного цементного производства важна близость как к источнику сырья, так и к потребителю. Поэтому мы и говорим не о создании гигантского цементного комбината у нас в Сибири, а о строительстве цементных заводов на всей территории страны. Очевидно, что в условиях стагнации рынка это возможно только либо в рамках крупного цементного холдинга, либо – частно-государственного партнерства. Хорошей площадкой для создания такого холдинга мне представляется «Сибирский цемент».

S.R.: Почему?

О.Ш.: Во-первых, потому, что география предприятий, принадлежащих компании, охватывает рынок от Урала до Дальнего Востока. У нас есть производственные мощности, месторождения, лицензии на их разработку. Эта территория стратегически важна, так как подавляющее большинство инфраструктурных строек, запланированных правительством РФ, запасы полезных ископаемых находятся здесь. Во-вторых, деятельность нашей компании понятна. С 2007 года «Сибирский цемент» публикует консолидированную финансовую отчетность, аудированную по МСФО. 15% акций холдинга находятся в свободном обращении. Среди миноритарных акционеров «Сибцема» – зарубежные инвестиционные фонды и компании, а требования европейских инвесторов к прозрачности бизнеса общеизвестны. Производством цемента мы занимаемся около 10 лет, за это время сформирована команда высококвалифицированных специалистов и система подготовки новых кадров.

S.R.: И как отреагировало правительство на ваше предложение?

О.Ш.: Принципиальное решение о создании холдинговой компании с участием государства в лице ГК «Ростехнологии» и ОАО «Холдинговая компания «Сибирский цемент» принято.

S.R.: Вы можете хотя бы примерно обрисовать контуры проекта? С чем в него войдет государство и с чем «Сибирский цемент»? Как будут распределены функции и активы?

О.Ш.: «Сибирский цемент» внесет в актив совместного холдинга месторождения в Рязанской области («Пронское»), Бурятии («Татарский Ключ») и Кемеровской области («Яшкинское»), а также обеспечит компанию профессиональным менеджментом, имеющим большой опыт в сфере цементного бизнеса. Госкорпорация «Российские технологии» в соответствии с федеральным законом, устанавливающим ее задачи, должна содействовать развитию высокотехнологичных производств.

S.R.: Какие-то государственные активы будут переданы в новую компанию?

О.Ш.: Этот вопрос еще обсуждается. Возможно, государство внесет пакет акций ОАО «Сибниипроектцемент». Мы могли бы увеличить его потенциал, расширить участие в модернизации цементной отрасли.

S.R.: «РАТМ-цемент» владеет 50,52 % акций Ангарского цементно-горного комбината, 47,7% которого, в свою очередь, находится в собственности «Сибцема». Налаживая партнерство с «Ростехнологиями», не пытаетесь ли вы вовлечь государство в ваш конфликт на АЦГК?

О.Ш.: Создание Русской цементной компании не имеет и не будет иметь никакого отношения к взаимоотношениям «Сибирского цемента» и «РАТМа». В ее задачи входит строительство новых производств на имеющихся в собственности «Сибирского цемента» месторождениях. Что касается АЦГК, то конфликт действительно существует и уже вышел далеко за пределы здравого смысла…

S.R.: И все-таки «Сибцему» приходится работать совместно с «РАТМом»?

О.Ш.: Мы выступаем за нормальную работу в рамках корпоративного законодательства РФ. Оно позволяет собственникам находить компромиссы, благодаря которым не страдают ни экономика предприятия, ни его коллектив.

S.R.: Вы можете назвать сроки создания Русской цементной компании?

О.Ш.: Думаю, до конца осени все основные вопросы будут решены.

Из проекта «Стратегии развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года»:

«Производство цемента в Российской Федерации сосредоточено более чем на 50 крупных и средних предприятиях. Объемы производства цемента находятся в тесной корреляционной связи с инвестиционной и строительной активностью (объемами подрядных работ) в стране, почти полностью обеспечивая их продукцией отечественных предприятий, но уже подходит к исчерпанию мощностей и пределу потенциального роста объемов производства. Капиталоемкость создания новых мощностей и длительность инвестиционного цикла в цементной промышленности намного выше, чем в других подотраслях промышленности строительных материалов, и сравнимы с предприятиями черной металлургии.

За последние годы отечественная цементная промышленность значительно отстала от развитых стран как по техническому уровню, так и по созданному научно-техническому потенциалу. Технологическое оборудование большинства предприятий отрасли морально устарело и физически изношено. Большая часть отечественного цемента, в отличие от большинства других стран, выпускается по энергоемкой технологии – так называемый мокрый способ производства.

 С учетом имеющегося в настоящее время технологического отставания оснащенности предприятий, объемов производственных мощностей, энергоемкости ряда производств, ассортимента продукции и ее качества, в случае непринятия мер, направленных на развитие промышленности строительных материалов, в краткосрочной перспективе может сформироваться устойчивый дефицит конкурентоспособной продукции, который станет препятствием для роста темпов капитального строительства, ремонтно-эксплуатационных работ, реализации национальных проектов.

Для решения системной проблемы производства стройматериалов необходимы согласованные действия государства и частного бизнеса по реализации стратегии, направленной на преодоление формирующих ее факторов».

Из исследования Жан-Жака Понсара «Анализ различных бизнес-моделей развития российской цементной промышленности» (кафедра экономического анализа Высшей политехнической школы, Париж, 19.08.2010):

«Российская цементная промышленность сталкивается с огромной инвестиционной задачей. В то время как будущие потребности в цементе возрастут в последующие 20 лет, производственные мощности представляют собой преимущественно старые изношенные заводы, производящие цемент мокрым способом. Инвестиции необходимы не только для удовлетворения растущего спроса, но и для замещения изношенных основных средств. Для того чтобы в 2025 году удовлетворить спрос на 100 млн тонн цемента, потребуется ежегодное увеличение производительности на 6 млн тонн.

Из настоящего отчета следует важный вывод о необходимости консолидации российской промышленности для обеспечения эффективной и быстрой реструктуризации путем закрытия старых заводов и строительства новых. Выигрыш в эффективности будет настолько велик, что рыночная цена, скорее всего, уменьшится, несмотря на увеличение рыночной власти, связанной с консолидацией промышленности.

…В экономическом анализе, основанном на российских данных, сравниваются цены на цемент в сценарии, при котором отрасль концентрируется, и сценарии, при котором этого не происходит. Временной горизонт анализа – 2009–2025 годы. Концентрация уменьшает количество игроков с 32 до 12. Стоимость цемента в фиксированных ценах составит 3100 рублей за тонну при наличии концентрации, по сравнению с 3250 рублями за тонну без таковой».

На правах рекламы