08.10.2010 12:00
Рубрики
Культура
Теги
08.10.2010 12:00

Сакральная живопись и скульптура

На выставке «Православная Россия» в Иркутске

Сакральные произведения живописи и декоративно-прикладного искусства XVIII-XX века на полтора месяца превратили Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева в храм. В минувший четверг здесь открылась выставка «Православная Россия: события и образы» из Государственного музея истории религии Санкт-Петербурга, который ранее назывался музеем атеизма и располагался в Казанском соборе. Экспозиция открылась под эгидой фестиваля «Сияние России» и посвящена 140-летию Иркутского художественного музея. Кстати, музей истории религии уже приезжал в столицу Приангарья с выставкой шесть лет назад.

– На этой выставке мы старались представить наше православие наиболее полно, – отметил директор Государственного музея истории религии Санкт-Петербурга Борис Аракчеев. – Однако наш музей обладает богатыми коллекциями по католичеству и дохристианским религиям, а в постоянной экспозиции мы недавно открыли выставку, посвященную мусульманству, и раздел, посвященный восточным верованиям: буддизму, индуизму, конфуцианству. И если у вашего города будет интерес к другим религиям, мы привезем и другие выставки. Ведь наши коллекции вызывают повышенный интерес не только у простых посетителей, но и у представителей конфессий. Они встречаются здесь, обсуждают общие вопросы, и это наш вклад в укрепление толерантности и веротерпимости. Ведь во всех религиях единая основа, и ни одна вера не проповедует войну и убийство. Главная задача музея – дать как можно больше информации о религиях, ведь знание ведет к уважению, а незнание дает почву для развития экстремизма.

Кстати, такой музей, в котором есть предметы культа всех мировых религий, единственный в мире. И хотя само его создание можно списать на издержки идеологической пропаганды советского времени, в наше время он несет важную просветительскую функцию. Ведь мусульманин вряд ли отважится войти в православный храм, и христианин не перешагнет порог мечети, чтобы больше узнать о другой религии, а в музей может прийти каждый.

Всего в Государственном музее истории религии хранится более 200 тыс. экспонатов. Самая большая коллекция – русского православного искусства. На выставке в Иркутске музей представил 120 произведений. Кстати, несмотря на то, что экспозиция с таким же названием побывала в Новосибирске, Кемерово и Абакане, фактически в Иркутск приехала совсем другая выставка. Во-первых, сотрудники музея учли пожелания иркутян, во-вторых, экспонатам необходим отдых, а часто и реставрация. По словам заместителя министра культуры Ольги Стасюлевич, на организацию выставки из бюджета области было потрачено порядка 2,5 млн рублей.

– Выставка – одно из крупных событий фестиваля «Сияние России», – отметила она. – И я горжусь, что это наш бюджетный проект, и мы смогли найти деньги на то, чтобы иркутяне и гости города могли наслаждаться выставкой, ведь Петербург далеко, а такой коллекции нет больше ни в одном музее мира.

Самый крупный раздел, представленный в большом зале, посвящен русской иконе.

– Наш музей обладает самым большим в стране собранием поздней церковной живописи синодального периода XVIII – начала XX века, – отметила куратор выставки Марина Басова. – Весь иконописный фонд составляет около пяти тысяч экспонатов. Из них пять вещей XV–XVI, несколько десятков XVII века, все остальное – поздние иконы. Они сейчас только начинают изучаться, этой науке всего лет 25, и именно за это время выяснилось, каким богатством обладает наш музей. У нас много икон с надписями, поэтому можно выяснить, для чего они создавались, для кого и по какому случаю. На выставке также представлены иконы, подаренные представителям царского семейства.

Самые большие иконы, среди которых «Архангел Рафаил с Товией» из иконостаса Федоровского собора у Николаевского вокзала в Петербурге, построенного в честь 300-летия Дома Романовых.

– Четыре из них писал иконописец Емельянов – загадочная фигура, поскольку он известен только по трем грандиозным работам, – отметила Марина Басова. – Человек как бы вышел из ниоткуда и снова пропал. Там же есть работы иконописцев Чериковых из села Мстера Владимирской области – одного из последних очагов традиционного иконописания.

На выставке можно увидеть иконы, которые написаны на Афоне – святом месте для всего православия. Кроме того, здесь множество икон Богоматери, ведь Русь традиционно считалась уделом Богородицы. В основе многих образов лежат старые иконографические типы, сложившиеся еще в Византии. В экспозиции также можно увидеть изображения святых, в том числе первых на Бориса и Глеба. Несколько икон, среди которых «Христос Вседержитель» и «Сорок мучеников Севастийских», датируются XVIII веком.

– Мы соединили иконы того времени с живописью, в том числе и светской, – пояснила Марина Басова. – Ведь они рассказывают о жизни в те времена и о художниках. Дело в том, что церковная живопись XIX века – не только иконы, написанные на доске темперой, но и работы русских художников-академистов. Иконы писали все авторы, которых мы знаем как портретистов и пейзажистов.

На выставке можно познакомиться с работами известных художников Ивана Крамского, Константина Маковского, Михаила Нестерова, Василия Пукирева, Леонида Соломаткина на религиозные темы.

Крупный раздел выставки декоративно-прикладного искусства отражает основные особенности традиционного убранства русских храмов, ведь, по сути, сакральный смысл этих предметов – отражать красоту небесного мира. Здесь можно увидеть мелкую пластику – резьбу на перламутре, позолоченную миру, богато украшенную разноцветным стеклом, лампады с росписями, литургические сосуды, выполненные с высочайшим мастерством, пасхальные яйца из фарфора с позолотой.

Особый интерес представляет деревянная скульптура. Среди работ есть большая статуя святого Нила Столбенского, расписанная темперой и украшенная резьбой. Старец опирается на деревянные костыли, по преданию, именно в таком положении святой отходил ко сну.

– Считается, что скульптура была в православии запрещена, но это не так, – пояснила Марина Басова. – Дело в том, что в древние времена круглая скульптура ассоциировалась с язычеством, а в более поздние времена с католицизмом. Но канонически запрета на скульптуру никогда не было.

Приятный бонус выставки в том, что каждый экспонат снабжен подробным этикетажем.

– Наш музей исторический, и в последние годы мы стали уделять внимание тому, чтобы писать развернутую информацию о предметах, – отметил Борис Аракчеев. – Это неслучайно, ведь мы сейчас больше ориентируемся на одиночных посетителей, которые ходят без экскурсовода, и когда они просто смотрят на предмет, это производит не такой эффект, как если они узнают о нем подробную информацию

Выставка будет работать в Иркутске до середины ноября, а потом отправится в Улан-Удэ.