Осенние хлопоты
Первая неделя октября каждым своим днем напоминала с детства известную истину, что иной день весь год кормит. Пока труженики индивидуальных и коллективных хозяйств завершали уборку урожая 2010 года, чиновники в темпе не менее напряженном закладывали организационный и финансовый фундамент года 2011-го.
События политической жизни сосредоточились на трех основных темах: бюджет области на 2011 год, программа социально-экономического развития до 2015 года и юбилей областного центра, до которого осталось так мало времени, что впору запускать таймер с обратным отсчетом где-нибудь на видном месте. У многих чиновников, как выяснил во время заседания комиссии по оперативным вопросам губернатор Дмитрий Мезенцев, нигде ничего не тикает: в то время как губернатор уговаривал министерство регионального развития Российской Федерации ускорить процедуру экспертизы проекта Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеки имени И.И. Молчанова-Сибирского, министерство строительства и дорожного хозяйства, агентство по государственному заказу и управление капитального строительства вели весьма неспешную переписку, итогом которой стал срыв сроков конкурса по определению подрядной организации.
Срок празднования – сентябрь 2011 года – установлен жестко, и сдвинуть юбилей можно лишь незначительно из-за проведения VII Байкальского экономического форума Даже если бы речь шла только об одной библиотеке, дело и то трудно поправить: объектов же планируется возвести пять (помимо библиотеки – Ледовый дворец, набережная Ангары от старого моста до устья Ушаковки, детский сад в Ново-Ленино и Московские ворота) плюс комплекс в 130-м квартале – и по каждому имеются вопросы и проблемы. Для губернатора, видимо, важнее даже не конкретные задержки по конкретным объектам, а общая атмосфера расслабленности и благодушия, царящая в структурах ответственных за реализацию юбилейных программ.
Поскольку большая часть работ по подготовке бюджета области на следующий год уже проделана, вся наступившая неделя, заявил Дмитрий Мезенцев, будет посвящена подготовке к 350-летию областного центра – вплоть до того, что каждый объект и каждый документ будут рассматривать в деталях. Заниматься такой работой, разумеется, лучше в компании единомышленников и уж точно не с такими помощниками, которые больше мешают, или хуже того – пускают под откос всю работу, сделанную правительством в федеральных структурах. Именно поэтому не вызывает удивления распоряжение об увольнении начальника областного Управления капитального строительства Сергея Колеснева с формулировкой «за срыв подготовки документации». Дмитрий Мезенцев еще раз, на языке, который понятен всякому наемному работнику, дал понять, что с юбилеем никто шутить не будет и сорвать его не дадут. Заключительным аккордом в дискуссии стал монолог губернатора, в котором он с непривычной резкостью заявил, что чиновникам «пора перестать врать друг другу». Министерству строительства и другим причастным к работе по пяти объектам структурам дан последний шанс реально оценить свои силы и утвердить графики строительства. Но также сделано и предупреждение: отступить от этого графика можно будет только ценой расставания с должностью. Хотя аналогия может показаться слишком сильной, но министры должны понимать – для них это выступление губернатора означает то же самое, что известный приказ № 227 от 28 июля 1942 года для бойцов Красной армии: ни шагу назад.
Несколькими днями ранее губернатор предупредил, что и для администрации города Иркутска юбилей станет важной вехой – губернатор сравнил ее с экзаменом на зрелость, хотя точнее, наверное, было бы говорить: на профпригодность. Что же касается репутации в глазах жителей города и области, то сейчас она у городских и областных властей одна на два уровня: победить или проиграть муниципальные и региональные власти могут только вместе.
Примерно та же логика, хотя и не высказанная в столь же яркой форме, прослеживается и в проекте областного бюджета. Его доходная и расходная части, как заявил 8 октября временно замещающий должность министра финансов региона Алексей Зезуля, соответствуют уровню бюджета 2010 года, а для определения параметров бюджета был выбран «инерционный вариант социально-экономического развития» Иркутской области. Правительство дало понять, что с достигнутого рубежа отступать не намерено и даже сумело сократить дефицит бюджета на 800 млн по сравнению с текущим годом.
Министерство финансов, похоже, решило проявить разумную осторожность: бюджеты 2009 и 2010 годов преподнесли и чиновникам, и депутатам много сюрпризов – исполнение все чаще стало зависеть от внешних факторов (таких, как помощь федеральных органов при замещении кредитов коммерческих банков льготными кредитами Сбербанка), а внутренние источники доходов удалось мобилизовать легче и в большем объеме, чем прогнозировалось. Это были приятные «ошибки», но нынешняя осторожность правительства вполне оправдана: страна слишком недолго живет в рыночных отношениях, чтобы точно спрогнозировать, как отразится на экономике принятие того или иного вида налогов. Уже сейчас многие предсказывают, что резкое увеличение единого социального налога (до 34%) может оказаться непосильным бременем для малого и даже среднего бизнеса, да и крупный в любой момент может запросто «уйти в тень». Для бюджета области это будет, может быть, тяжело, но не смертельно, а вот бюджеты небольших городов, живущих не столько за счет трансфертов и дотаций, сколько за счет собственных доходов, будут подорваны.
При этом нужно учитывать, что правительство страны ставит задачу постепенного снижения государственного долга и бюджетного дефицита на всех уровнях; полномочный представитель президента в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский предупредил, что будет судить о работе региональных властей по качеству исполнения бюджета развития, а депутаты Законодательного Собрания наверняка потребуют от правительства увеличения расходов на социальные нужды. Причем слово «нужда» в данном случае не часть расхожего штампа, а реальное описание положения дел во многих муниципалитетах области, и потому чиновникам будет очень непросто отказать в этих просьбах. Остается только надеяться на способность депутатов проявить сознательность – и по возможности искать средства вне бюджета. Например, через соглашения о социальном партнерстве с крупными компаниями: в минувшую среду правительство компании ТНК-БиПи заявило о том, что вскоре будет подписано именно такое соглашение, позволяющее рассчитывать на увеличение налоговых отчислений в бюджет и финансирование нескольких социальных программ за счет компании.
Депутатам на предстоящей октябрьской сессии придется много потрудиться: помимо работы над бюджетом, правительство – если все пойдет по плану – внесет на предварительное рассмотрение и программу социально-экономического развития области до 2015 года.