Штрафы для лесных браконьеров
Предложено рассмотреть в первом чтении
Принятый на сентябрьской сессии и переданный на подписание губернатору закон «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Иркутской области» потянул за собой принятие сопутствующего закона об административной ответственности за его нарушения. Именно с рассмотрения нового законопроекта и началось заседание комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Законодательного Собрания.
Его автор – председатель комитета Юрий Фалейчик – представил весь перечень нарушений, на которые распространяются карательные меры. Всего в вину недобросовестным лесопользователям вменяется семь «смертных грехов»: это и не постановка на учет пункта приема древесины, и внесение заведомо недостоверных сведений в документы, предоставляемые в уполномоченный орган, и отсутствие документов учета, и не предоставление в уполномоченный орган ежемесячной декларации…
Штрафная шкала ранжирована по одной мерке. Каждое отступление от установленных законом правил наказывается весьма приличной суммой. Индивидуальные предприниматели должны будут выложить из своего кармана от 40 до 50 тыс. рублей, юридические лица в десять раз больше – от 400 тыс. рублей до полумиллиона.
По поводу величины штрафов Юрий Фалейчик заметил, что «стоило бы их поднять еще выше, поскольку для черных лесорубов он не так уж и страшен: с одного только лесовоза с ворованным лесом они наваривают себе по 40 тысяч рублей».
К сожалению, размер взысканий регулирует федеральный Кодекс об административных правонарушениях, и иркутские законодатели практически дошли до верхней отметки.
– Мы уже договорились с читинцами объединить усилия и направить предложение в Госдуму об увеличении размеров штрафов, – заметил Фалейчик.
У депутатов было предложение соразмерить величину штрафных санкций с размером нанесенного ущерба: скостить с тех, кто попался на мелких прегрешениях, и взыскать по полной с крупных лесных хищников. Но Юрий Фалейчик отверг градацию преступлений.
– Сегодня у всех воров: и мелких, и крупных нет страха. И наказывать надо за любое отступление от правил. Штрафы должны быть разорительными, иначе нам не вывести браконьеров с лесных делян.
В законопроекте прописана и процедура оформления административного взыскания: кто имеет право составлять протокол, какие органы задействованы в поимке нарушителей. Определена и конечная инстанция, которая будет разбираться с ними, – это мировые суды.
Неожиданностью для членов комитета стало выступление председателя Союза лесопромышленников Иркутской области Юрия Логачева. По его мнению, закон, направленный против «черных лесорубов», работать не будет. Как он заявил, «никто из лесопользователей не осилит прописанной в законе бухгалтерии, особенно крупные лесопромышленные предприятия типа Усть-Илимского ЛПК.
– Пример Забайкальского края к нам мало применим. Если сравнить размер их рубок и наш, это то же самое, что моська и слон.
Выступление Логачева было своего рода «разговором на лестнице», ибо закон об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины уже принят, в свое время Союз лесопромышленников был с ним ознакомлен и не выдвинул никаких возражений. Отвечая оппоненту, Юрий Фалейчик заметил, что именно «крупные лесопереработчики, о которых вы печетесь, первыми заявили о необходимости принятия закона, потому что для них проблема несанкционированных рубок так же болезненна, как и для государства».
– Мы свои законы не выбиваем на граните на вечные времена. Давайте дождемся практики. Возникнет необходимость – что-то поменяем в нашем, как я его называю, товароведческом законе. Он заставляет таким образом вести учет, что любое несоответствие в цепочке учета всегда вылезет наружу. А Забайкальский край не такая уж и моська – там рубят по 5 миллионов кубометров древесины. Мы рубим 20 миллионов. Нам, естественно, придется больше потрудиться, чтобы навести порядок. Всего подпольного лесоповала закон, наверное, не искоренит. Даже в Чите, где он давно отработан, он лишь процентов на 80 перекрывает кислород «черным лесорубам». Но эти 80 процентов – сотни миллионов рублей, сбереженных государству.
Депутаты единодушно рекомендовали законопроект об административных взысканиях к принятию в первом чтении и продолжению работы над ним.