Заботы и радости хозяйки села
15 октября в мире праздновали День сельской женщины. Наша героиня Татьяна Кривошеина родилась и выросла в селе Тугутуй Эхирит-Булагатского района. Сейчас она руководит этим вторым по величине муниципальным образованием района, растит маленького сына, помогает дочери-студентке, содержит личное хозяйство и решает множество вопросов, которые большинству могут показаться просто непосильными. О почти хрестоматийной некрасовской женщине, которая «коня на скаку остановит и в горящую избу войдет» – наш рассказ.
Родом из «медвежьего угла»
Татьяна Кривошеина с рождения живет в «медвежьем углу». Не буквально, конечно. Просто в переводе с бурятского Тугутуй и есть медвежий угол. По легенде, раньше в этом месте были сплошь леса, и когда поселенцы начали ставить здесь первую избу, то спугнули медведя, сбежавшего от шумных соседей в тайгу. Татьяна Кривошеина выросла на краю села, у опушки леса, а ее родители работали на пасеке. Всю жизнь они занимались пчеловодством вдалеке от людей, а дочь, наоборот, к людям тянулась:
– Помню, маленькой, я любила «организовывать производство», ходила с тетрадкой мимо животных, записывала их клички, сколько кому корма дали. А еще играла в школу. Когда сама отучилась, решила стать педагогом. Сначала – пионервожатой, потом учительницей начальных классов.
Первые «выборы» Татьяны Кривошеиной в те годы и состоялись. В школе набиралось два первых класса. Родители писали заявления, к какой из учительниц они хотят направить своих детей. Счет получился 19:14 в пользу Кривошеиной. Правда, с педагогической карьерой вскоре ей пришлось распрощаться. В 1997 году она только успела набрать очередных первоклашек, как ей поступило предложение от главы района возглавить местную администрацию.
– Родители были против, говорили: «Это неблагодарная работа,ты всегда будешь занята чужими проблемами, положишь силы, здоровье и семью будешь видеть редко». Муж, тоже, кстати, учитель, сказал: «Я приму любое твое решение, но дом и хозяйство должны по-прежнему быть в порядке». Я рискнула, хотя первые полгода, встречая своих первоклашек на улице, едва не плакала.
Первым делом новый руководитель поняла, что одного энтузиазма мало. Поэтому она поступила заочно в вуз и получила второе высшее образование. Дочь Галина тогда была еще совсем маленькая. Татьяна Кривошеина признается, что без надежного тыла в лице супруга никогда бы не справилась: раньше в Тугутуйской администрации не было сторожа, так муж иной раз ночью ходил, проверял, все ли в порядке. Водителя в штате тоже не было, глава села сама шоферила, а по утрам, когда доила коров, супруг прогревал ее служебную машину. Но все это так, мелкие нюансы. Основные проблемы были совсем не в этом.
О старых компьютерах и сгоревших книгах
Одна из основных забот главы Тугутуйского муниципального образования, как и администрации школы – отсутствие нормального компьютерного класса в местной средней школе. Агрегаты «Компак», которые стоят в этом учебном заведении, выпущены в 1994 (!) году, между тем, как нынешней весной аттестаты зрелости в селе получили выпускники 1993 года рождения.
Безнадежно устаревшим ныне вычислительным машинам когда-то в школе радовались: депутат госдумы Валерий Кузин в конце 90-х привез их в Тугутуй из какого-то московского вуза. Нынче, правда, школе выделили два новых компьютера, но глава администрации считает, что это не решает проблему.
В прошлом году у Татьяны Кривошеиной добавилась очередная головная боль: 10 июня сгорело здание библиотеки.
– У нас все соседи прибежали, помогали, и пожарные вовремя приехали, но дерево и бумага вспыхнули, как свечка.
В огне сгорели 16 тысяч книг. А больше всего тугутуйцы горевали о летописи села со старинными фотографиями, которую библиотекари собирали годами. С того дня книгохранилище размещается в помещении администрации. А деревенская дума заседает в кабинете главы. «В тесноте, да не в обиде», – говорит Татьяна Кривошеина. Книжные фонды собирают теперь с мира по нитке, особенно не хватает современных энциклопедий и словарей. Решение вопроса о выделении отдельного здания для библиотеки Татьяна Кривошеина считает для себя одним из самых главных.
Крестьяне начальства не боятся
Деревенскому чиновнику работать хоть и проще (он всех знает), но, с другой стороны, от людского мнения ему не спрятаться – крестьяне начальства не боятся и все наболевшее выговаривают на чистоту. Сельские сходы, бывает, проходят в очень напряженной обстановке. В прошлом году народ, например, шумел по поводу закрытия стационарного отделения Сбербанка.
– Мы все расстроились, люди писали мне письма, и я поехала в район. Там в Сбербанке объяснили, что будет у нас работать специально оборудованный автомобиль – мобильное отделение банка, который дважды в неделю станет приезжать в село. Там можно положить свои сбережения, снять деньги, оплатить квитанции и так далее. Работник отделения остался прежний. Я на сходе успокоила односельчан. Сейчас машина приезжает, люди собираются в здании дома культуры, где ждут своей очереди в тепле. Всех это устраивает.
Сельские сходы также проводятся в ДК. А по вечерам здесь проходят дискотеки. В доме культуры сейчас ремонтируют проводку: деньги на ремонт, да и на другие нужды здесь начали зарабатывать самостоятельно за счет проведения свадеб, юбилеев и других торжеств. Без этого бюджетному учреждению выживать тяжело.
Местное сельхозпредприятие возрождается
Татьяна Кривошеина убеждена, что трудно выжить на селе и без взаимовыручки. В Тугутуе главная палочка-выручалочка – местное сельскохозяйственное предприятие. Хотя еще совсем недавно помощь требовалась ему самому. Отделение бывшего большого совхоза, единственное в округе, сумело выстоять в непростые годы, но долгое время жизнь в нем еле теплилась, и рабочие получали зарплату натурпродуктом. Сейчас у ООО СХПК «Тугутуйское» появился новый собственник, который, вложив свои средства в хозяйство, расплатился с его долгами. На ферме содержится 600 голов скота, выращиваются зерно и корма.
– Работает здесь около 100 человек, летом еще 50 привлекается. В среднем зарплата 8,5 тысяч рублей. Для села неплохо, особенно если оба супруга работают, и есть личное хозяйство. Руководителя СХПК мы приглашаем в администрацию, прислушиваемся к его мнению. Нет ближе спонсора, чем свое хозяйство. Они помогут и крышу в школе залатать, и ребенка на конкурс отправить. Но хозяйство пока только встает на ноги, всех проблем с его помощью не решить, нужна помощь государства. Почему-то больше дотаций идет в те муниципалитеты, где экономические показатели хуже. А у нас, как показатели стали расти, так дотации сразу уменьшились. Как тогда развиваться? Я не могу собрать с жителей по 500 рублей на ремонт дорог, а потом хвастать, что я построила дорогу. Ведь люди платят налоги на транспорт, землю, имущество…
Не так давно глава администрации решила обустроить за селом скотомогильник. Тут же приехала комиссия и оштрафовала за отсутствие сторожа и химикатов. «А как у соседей?», поинтересовалась Татьяна Кривошеина. «А там вообще скотомогильника нет. За что их штрафовать?» – парировали проверяющие. Такая же абсурдная ситуация сложилась с водокачками. В Тугутуе обустроили 7 водокачек, а соседи – только одну, поэтому пожарные инспекторы не стали штрафовать тех из-за отсутствия пожарных кранов. Как говорится, инициатива наказуема.
О конструктивной критике и грязи
– Напишите, напишите про наши дороги, – заметив служебную машину «Областной», кричит нам грозного вида женщина. Она, как пояснили нам позже – представитель местной оппозиции. На последних выборах главы администрации страсти в селе кипели не шуточные. Тогда кто-то расклеил по всему Тугутую листовки со стихами, где Татьяну Кривошеину не просто критиковали, а еще зачем-то напомнили, как бедствовал во время войны ее отец.
– Бабушка детей поднимала одна, дед умер еще до войны. Ребятишки ходили босые и голодные, но так в те времена жили многие. Когда стихи были написаны, очень односельчане возмущались, особенно ветераны, которые меня уважают. Это сыграло не в пользу сочинителей. Но конструктивную критику я воспринимаю, она помогает мне в работе.
Сейчас в Тугутуе, как и во всей стране проходит перепись населения. По словам Татьяны Кривошеиной, жителей в селе за последнее время прибавилось: если раньше в муниципалитете ежегодно появлялось на свет в среднем по 8 малышей, то сейчас в год рождается около 25 ребятишек.
Сын родился в день выборов
Местный детсад расположен в деревянном здании с 1960-х годов. Здесь чисто, и печь натоплена – все по-домашнему. Желающих устроить сюда ребятишек много. Поэтому в скором будущем в учреждении планируется открыть третью – дополнительную группу. Подходя к малышам, слышим радостный крик: «Мама пришла!».
– Мы давно хотели второго ребенка. Муж все шутил: «Ну как же, маме некогда, она у нас государственный работник». А я подумала, почему бы нет. Приехала на консультацию к Наталье Протопоповой, спрашиваю: «Как быть, у меня работа ответственная?». А она в ответ: «Надо все совмещать. На то мы и женщины». Эти слова звучали у меня в голове, как гимн. В декрет не ходила. Рожала 2 декабря, когда были выборы в госдуму. Бюллетень для голосования мне принесли в родильный зал, проголосовала за «Единую Россию», а через некоторое время родила сына – 5 кило…
Как только сыну исполнилось три месяца, мама вышла на работу. На вопрос, как она успевает руководить селом, ездить в служебные командировки, содержать дом в чистоте и порядке, ухаживать за тремя коровами, работать в огороде, помогать дочери – студентке, растить малыша, Татьяна Кривошеина отвечает так: «Во-первых, мне помогает семья – муж и мама. Во-вторых, мы очень рано встаем. И, в-третьих – я люблю земляков, природу и свой «медвежий угол».