Эти знания помогают выжить
Лучший преподаватель ОБЖ – о своей работе
В Иркутской области определили лучшего учителя по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). В конкурсе участвовали 17 преподавателей из 15 муниципальных образований региона. Лучшим учителем ОБЖ в Иркутской области стал педагог школы № 57 Иркутска Алексей Сенокосов, которому организаторы соревнований вручили палатку. О своей работе в школе победитель рассказал нашей газете.
В ходе конкурса преподаватели ОБЖ провели уроки, показали свои теоретические знания, а также практические навыки выживания в трудных условиях: разводили костры, переправлялись по веревочному мосту через реку, оказывали первую помощь пострадавшим, стреляли по мишеням, собирали автомат Калашникова. Участники также демонстрировали умение ориентироваться в лесу, спасать утопающего, прошли пожарную эстафету и лабиринт. Из 17 участников, приехавших на соревнования, было четыре женщины, которым пришлось колоть дрова, одевать «боевку», разворачивать пожарные рукава. Все конкурсы проводились на время. За любые ошибки участники наказывались штрафными баллами. Организаторами конкурса выступили ГУ МЧС России по Иркутской области, Иркутское отделение всероссийского добровольного пожарного общества, министерство образования Иркутской области.
«Ты мужик, сам все найдешь»
– 15 лет назад открывалась новая школа в Ново-Ленино, меня пригласили туда преподавателем по основам безопасности жизнедеятельности, – рассказывает Алексей Сенокосов. – Тогда, в середине 90-х, эта специальность только вводилась в школьный курс, поэтому все приходилось начинать с нуля. Имелась только опытная программа, а учебной литературы, оборудования в классах не было. Помню, в первый раз зашли мы с директором в мой кабинет, там стояло 15 парт, 30 стульев и больше ничего. Я говорю ему: «А где все остальное?». Он мне в ответ: «Ты мужик, сам все найдешь». Вот и пришлось покрутиться, правдами и неправдами добывал себе наглядный материал. Брал, например, школьный журнал, смотрел, у кого родители работают в воинской части, звонил, просил у них. Вот так потихоньку и обзавелся многим из того, что у меня есть сегодня. Спустя 8 лет, в 2003-м, кабинет был выставлен на городской конкурс «Лучший кабинет ОБЖ» и занял на нем третье место.
– ОБЖ – универсальная наука. Чтобы преподавать этот предмет, необходимо большое количество навыков…
– Знаете, я всегда увлекался туризмом, в походах с молодости был санинструктором, знал азы медицины, серьезно занимался лыжами, борьбой самбо и дзюдо, имею третий разряд. Что-то вело меня к тому, чтобы я стал преподавателем. Взять хотя бы умение обращаться с автоматом Калашникова – его устройство изучается в школьном курсе ОБЖ. В 1976 году, будучи школьниками, мы стояли на посту № 1, у Вечного огня. В караульном помещении зимой ничего другого не оставалось, как тренироваться в сборке-разборке автомата: собирали и с завязанными глазами, и за спиной, по-разному.
Или моя работа на заводе радиоприемников. Я работал в цехе, в котором собирались реанимационно-диагностические тренажеры «Витим». Мне периодически приходилось самому их делать, их устройство я знаю досконально. Теперь, когда они, бывает, выходят из строя, я их ремонтирую и снова пускаю в действие. Сейчас у меня в классе три таких тренажера. На их базе мои ученики изучают сердечно-легочную реанимацию.
– Знания, полученные на уроках ОБЖ, действительно применимы на практике?
– Конечно. За годы преподавания два или три раза до меня доходила информация о том, что мои ученики смогли вовремя оказать помощь человеку. На уроках я уделяю максимум внимания практике. В нашей школе есть бассейн, когда мы занимаемся с детьми там, я говорю им: «Научились плавать – хорошо, а теперь научимся спасать». Скажем, специально «топим» тренажер, поднимаем его, транспортируем и реанимируем. Или изучая основы медицинских знаний, специально ходим в медицинское училище, там учимся ставить уколы, делать подкожные инъекции. Основы выживания проходим на тайге. Ходим в походы – однодневные, многодневные, именно в экстремальных условиях дети раскрываются, через собственный опыт пропускают теоретические знания и крепко усваивают их. Был у нас однажды случай. Пошли мы с ребятами в поход с ночевкой. Планировали, что заночуем в зимовье, а когда пришли, то обнаружили, что оно сгорело. У нас на 15 человек оказалось всего три спальных мешка. Возвращаться было уже поздно. Мы разожгли костер, сделали укрытие, у кого-то оказался пододеяльник, мы его набили соломой, травой, нарубили лапника, нагрели камни, подложили каждому под особо уязвимые места – защищали ноги, спину, почки. Главное было – не заморозить девчонок. И ничего, никто не заболел. Зато на следующий раз уже у всех были спальные мешки.
Соревнование коллег
– Трудно было демонстрировать свои знания на конкурсе преподавателей ОБЖ? Сильная конкуренция ощущалась?
– В общем, на соревновании не было никакого духа соперничества. Наоборот, мы делились между собой знаниями, опытом. Когда готовились к практическому туру, многие столкнулись с тем, что не умеют вязать узлы – тогда мы устроили друг другу мастер-классы. Что касается меня, то я знал, как разворачивается пожарный рукав, как одевается боевка. За эту часть конкурса я не переживал, но волновался за компьютерную презентацию. Здесь на меня произвела сильное впечатление презентация преподавателя ОБЖ из Тулуна. Она подробно разобрала все возможные чрезвычайные ситуации в их поселке, показала схематично на фотографиях опасные точки, наглядно объяснила все возможные риски. У нее была очень грамотная подача информации. Прекрасно прошла этот этап и преподаватель из Ангарска. Вообще, в этом конкурсе женщины показывали удивительные, порой неожиданные результаты. К примеру, на этапе стрельбы победила преподаватель из Черемхово. Она выбила 46 целей из 50 возможных и обошла даже мастера спорта по стрельбе. Я хотел бы отметить, что преподавателями ОБЖ должны работать (так на самом деле и получается) фанаты своего дела. Потому что если сам не будешь гореть, не удастся зажечь и других.
Победа
Кто вас поздравил с победой в конкурсе?
– Это были учителя, которые работают со мной в городском методическом объединении. Они звонили мне и в пятницу, и в субботу. В понедельник поздравляли ученики, которые узнали об этом из новостей. В семье тоже радовались, но, честно говоря, у моих близких довольно смешанные чувства по этому поводу. Они боятся, как бы я еще больше времени не стал проводить на работе.
Мне очень жаль, что на конкурсе не было других учителей из Иркутска. У нас много прекрасных людей, уровень которых мог бы позволить достойно выступить на конкурсе. Зато мне повезло узнать коллег, увлеченных своим делом. Интересно, что многие из них пришли в профессию из совершенно далеких от преподавания областей – есть и актеры, и животноводы, не говоря уже о бывших военных. Всех их объединяет увлечение предметом ОБЖ.
В целом, хотел бы поблагодарить организаторов конкурса – Главное управление МЧС России по Иркутской области, а особенно сказать слова благодарности Ольге Коноваловой. Я знаю ее уже пять лет, и каждый раз убеждаюсь, что эта хрупкая женщина способна, что называется «горы свернуть». Вот и на этот раз она на очень высоком уровне организовала прошедший конкурс.