Вопросы территориального планирования муниципалитетов Иркутской области рассмотрели в Законодательном Собрании

Как отметил заместитель председателя комитета по собственности и экономической политике ЗС Николай Труфанов, без составления схем терпланирования и генеральных планов муниципальные образования не смогут развиваться – отводить земли под жилищное, социальное и промышленное строительство, развитие инфраструктуры, а эта документация должна быть разработана и утверждена в весьма ограниченные сроки – до 1 января 2012 года.

«Создание системы территориального планирования – сложная комплексная задача, требующая длительного времени. Однако, будучи сформированной, она позволит создать условия для развития муниципалитетов, повысить инвестиционную привлекательность и создать условия для развития бизнеса», – отметил Николай Труфанов.

В настоящее время схема терпланирования имеется всего у одного муниципального образования Иркутской области – Иркутского района. В высокой стадии разработки также документация Ольхонского и Слюдянского районов. Остальные пока либо только приступили к разработке схем терпланирования, либо еще и не приступали. Как отметил руководитель службы архитектуры Иркутской области Владимир Распутин, муниципалитетам в реализации этой задачи мешают отсутствие средств в бюджетах и недостаточная квалификация собственных кадров.

Начальник отдела архитектуры Иркутского района Елена Наумова рассказала о тех сложностях, которые возникают при утверждении схем терпланирования. По ее словам, помимо согласований на региональном уровне необходимо получить положительные заключения от 28 федеральных министерств. При этом вся работа (включая устранение недостатков, выявленных проверяющими) должна быть проделана за три месяца. Однако составление документации для Иркутского района еще не окончено: на данном этапе предстоит разработать и утвердить генпланы всех поселений. На это необходим 91 млн рублей. Елена Наумова отметила, что району потребуется помощь областного бюджета, хотя бы для софинансирования составления градостроительной документации поселений, имеющих бюджет меньше 1 млн рублей, поскольку разработка одного генплана оценивается в 3-4 млн рублей.

Надо сказать, что администрация Ольхонского района могла опередить своих коллег из Иркутского района по срокам принятия схемы терпланирования. Работы были завершены еще в 2008 году, однако в тот момент возникли сложности с определением границ Прибайкальского национального парка и федеральных земель сельхозназначения. В итоге процесс задержался на два года и сейчас еще не подошел к концу. По словам заместителя руководителя аппарата администрации Ольхонского района Сергея Резникова, документация будет разработана до конца года, но ее утверждение, скорее всего, произойдет уже в 2011 году. На этот срок планируется и утверждение документации Слюдянского района. И только после этого можно будет рассматривать перспективы развития туризма на берегах Байкала, относящихся к этим МО.

Заместитель прокурора Иркутской области Андрей Некрасов отметил, что практически все МО могли бы приступить к разработке необходимой документации – это вопрос не только денег, но и желания. «Хорошо прикрываться дотационностью. Но мы знаем, что региональное правительство входит в софинансирование этих работ. Я могу привести много примеров, когда власти дотационных территорий приобретают дорогостоящие машины, другое оборудование, тогда как на выполнение своих полномочий денег не находят», – заявил зампрокурора области. Он предложил депутатам ЗС обратить особое внимание на проекты бюджетов муниципальных образований на 2011 год и рекомендовать им заложить хотя бы небольшие средства на разработку градостроительной документации.  

Участники депутатских слушаний в ближайшее время направят рекомендации МО – ускорить деятельность по составлению документации терпланирования, принять меры по кадровому укомплектованию муниципальных органов архитектуры и градостроительства, обеспечить повышение уровня квалификации уже имеющихся специалистов. Областному правительству рекомендовано оказывать практическую помощь МО в составлении схем терпланирования и генпланов и взять под свой контроль вопросы финансирования этих работ.