Юрий Русаков: Современная таможня – это развитие новых электронных технологий
25 октября – День таможенника Российской Федерации
В Иркутской области идет процесс реорганизации Братской и Иркутской таможен в форме присоединения первой ко второй. Новая структура начнет действовать со 2 февраля 2011 года. О том, насколько гладко происходит объединение Иркутской и Братской таможен в единую структуру, почему в регионе не прижился проект по биркованию леса и что изменилось в связи с образованием Таможенного союза, в интервью корреспонденту «Областной» рассказал начальник Иркутской таможни Юрий Русаков.
Один из лидеров Сибири
– Юрий Владимирович, по ряду показателей Иркутская таможня традиционно является лидером в структуре внешнеторгового оборота Сибирского федерального округа. За счет каких товаров удается удерживать это первенство?
– В первую очередь это, конечно, лес в натуральных показателях. Удельный вес древесины в общем объеме экспортных операций по таможне составляет 16%. Всего за январь-сентябрь 2010 года было экспортировано 4,3 миллиона кубометров лесоматериалов. Если говорить о стоимостных показателях, то за девять месяцев вывезено необработанной древесины на сумму 202 миллиона долларов, что составило 6% в структуре экспортных операций в зоне деятельности Иркутской таможни; пиломатериалов – 313 миллионов долларов (9%). Согласно данным информационно-аналитической системы «Мониторинг – Анализ», общий объем вывезенных лесоматериалов в стоимостном выражении по региону ответственности таможни за 9 месяцев 2010 года составил 29% от объема экспорта данного вида товаров в Сибирском федеральном округе, при этом 32% занимает «круглый» лес, 27% – пиломатериалы.
Существенную долю занимает оформление нефтепродуктов, машиностроительной техники, металлов и изделий из них. Нефть, которая экспортируется с территории Иркутской области, теперь проходит оформление в Центральной энергетической таможне, и статистическую отчетность по ней мы теперь не ведем. То есть компании, которые добывают углеводороды на севере региона и экспортируют их по нефтепроводу, оформляют сырье в Москве. Решение консолидировать данный процесс вступило в силу 1 ноября 2009 года. По этой причине у нас сократился показатель внешнеторгового оборота в стоимостном выражении на 28%, с января по сентябрь он снизился до 3,7 миллиарда долларов. За девять месяцев мы обеспечили поступление в государственный бюджет 7,4 миллиарда рублей.
– Произошел ли рост показателей по экспорту леса и лесной продукции?
– Увеличение есть, мы видим уменьшение вывоза круглого леса и увеличение объемов экспорта обработанных лесоматериалов. Объем вывоза лесоматериалов в кубометрах (в зоне ответственности Иркутской таможни) за 9 месяцев 2010 года превысил уровень аналогичного периода 2009 года на 11%. В стоимостном выражении рост поставок пиломатериалов составил 17%, а необработанной древесины на 9% уменьшился.
Экспорт леса – на особом контроле
– Как Иркутская таможня участвует в вопросах пресечения незаконной заготовки древесины?
– Экспорт леса всегда был на особом контроле. Администрировать процесс с момента его вырубки и до подготовки готового изделия к поставкам за рубеж очень сложно. В нем участвует не только таможня, но и ряд других структур. В настоящее время готовятся изменения в Лесной кодекс. Принято решение о создании единого органа, который начнет контролировать объемы вырубок. Но как бы то ни было, в этом году у нас количество административных правонарушений, выявленных в этой сфере, увеличилось по сравнению с прошлогодними показателями в два раза.
– С чем это связано?
– Мы усилили контроль за вывозом леса.
– Почему не получил распространение проект по биркованию леса?
– Мы запускали этот проект в 2005 году, тогда я работал в Иркутской таможне в ранге начальника организационно-аналитического отдела. Идея бирковать лес, конечно, хорошая. Но этот метод не получил распространения и был прекращен, потому что не было жесткой законодательной нормы. Получилось, что участники рынка оказались в разных условиях: одни закупили оборудование и бирковали лес, другие – нет, но также имели право экспортировать лес. Нужен был запрет. На мой взгляд, именно поэтому данная инициатива умерла. В прошлом году к нам приезжали представители японской компании, пытались предложить свой вариант биркования. Но они неудачно приехали – в декабре. Был мороз, их оборудование отказалось работать. Из-за климатических особенностей нам нужна и техника особая.
– И все-таки существует механизм, который позволит контролировать вывоз древесины? Какие-то работы ведутся в этом направлении?
– Это задача не одних таможенных органов. Мы контролируем только экспорт. Безусловно, таможня заинтересована, чтобы учет бревна велся с момента заготовки, ведь у нас тогда значительно сократится объем работы. Если государство захочет вести учет каждого заготовленного бревна, это будет прорыв.
– До 1 января 2011 года введен мораторий на повышение экспортной пошлины на вывоз круглого леса. Как считаете, будет ли он продлен?
– Окончательного решения пока нет. Необходимо отметить, что при существующих ставках экспорт круглого леса остается выгодным.
Вместо двух – одна
– Есть решение о реорганизации Братской таможни в форме ее присоединения к Иркутской. Почему таможенные органы так часто подвергаются изменениям?
– В Иркутской области – не так часто. Все таможенные посты в структуре Иркутской таможни уже отметили свое 15-летие. Я стоял у истоков создания Братской таможни. До середины 90-х годов там был Братский пост, а с апреля 1995 года он стал работать в статусе таможни. Когда-то в составе Иркутской таможни были Кемеровский, Красноярский, Новосибирский, Омский, Барнаульский таможенные посты, позже они стали отдельными структурами. Отмечу, что глобальные изменения не часто происходят в наших структурах и связаны они с концепцией развития таможенной службы. Существует установка: в одном субъекте – один таможенный орган. Надо сказать, что и в западных регионах идет объединение таможен.
– Как реорганизация воспринимается в Братске?
– Была обеспокоенность со стороны крупных компаний, являющихся участниками ВЭД. Лично ко мне приезжали с вопросами представители Группы Илим, имеющей экспортноориентированные предприятия. Им разъяснили ситуацию, и они поняли, что ничем страшным новшество не грозит. Были опасения, что сократят таможенные посты. Но все их удалось сохранить, два из них претерпели преобразования, став отделами таможенного оформления, но это никак не усугубит механизм работы. Мы уверены, что объединение таможен не создаст никаких проблем для ВЭД. Единственное, компаниям нужно будет переоформить документы.
– Предусматривается ли создание новых постов?
– Да, 2 февраля 2011 года в структуре Иркутской таможни появится новый пост, который будет нацелен на использование электронного декларирования. Это Иркутский таможенный пост, регион его деятельности – Сибирский федеральный округ. Здесь будут приниматься декларации из любой точки Сибири. Вероятно, нам потребуется переименовать уже существующий Иркутский таможенный пост, который сейчас располагается в Ново-Ленино, чтобы избежать путаницы. Такого же формата пост создан в Новосибирске.
Электронное будущее
– Предполагается ли, что в обозримом будущем посты новой формации заменят существующие?
– Возможно, тем более что планируется переход на стопроцентное электронное декларирование товаров. Сейчас таможенным структурам поставлена задача до конца года добиться того, чтобы 40% деклараций оформлялось в электронном виде. У нас он составляет 42%.
– Почему все компании еще не перешли на электронное декларирование? Может, речь идет о больших финансовых вложениях?
– Вовсе нет. У каждой организации, даже у очень маленькой фирмы хотя бы один компьютер обязательно есть. И Интернетом тоже все пользуются, но саму информацию необходимо защищать. Чтобы обеспечить ее сохранность, существует программное обеспечение – оно стоит около 10 тысяч рублей. При этом организация может сама приобрести эту программу, а может пользоваться услугами других фирм. Первая такая компания, заключившая договоры с рядом организаций, в Иркутской области уже есть. Думаю, количество информационных операторов будет увеличиваться.
– Можно ли говорить на основе показателей Иркутской таможни, что у участников ВЭД закончился кризис?
– Мы видим увеличение количества грузовых таможенных деклараций по сравнению с показателями 2009 года. Есть рост по объемам экспорта – импорта. Идет плавное увеличение из квартала в квартал. Но о возвращении к докризисным показателям пока говорить рано.
Преимущества союза
– С 1 июля вступил в силу Таможенный кодекс таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии. Какие плюсы от него получили участники ВЭД? Что изменилось в работе таможни?
– Товары, которые ввозятся и вывозятся из Казахстана и Белоруссии, теперь не требуют таможенного оформления. Соответственно, эти объемы из наших статистических показателей исключаются. В первом полугодии из Казахстана в Иркутскую область было ввезено товаров на 74,3 миллиона долларов, вывезено – на 21,2 миллиона долларов. С Белоруссией прямые контракты были незначительны.
– 25 октября в России отмечается День таможенника Российской Федерации. Насколько этот праздник актуален для нашего города?
– Иркутская таможня, по сути, является ровесницей города. Исторически она ведет свое начало от острога, заложенного Иваном Похабовым. Тогда в городовую стену Иркутского острога была встроена таможенная изба, где начали «вздыматься» пошлины со всех «явленных» товаров. Сегодня, кроме Иркутской таможни, в городе располагается и Восточно-Сибирская оперативная таможня, и Сибирский тыловой пост, и экспертно-криминалистическая служба. Все это самостоятельные структуры. Все они вносят большой вклад в укрепление экономической безопасности страны, развитие внешнеторговой деятельности региона. Мы поздравляем коллег с профессиональным праздником и желаем удачи и успехов во всех делах и начинаниях.