27.10.2010 12:00
Рубрики
Экономика
Теги
27.10.2010 12:00

Экономное будущее

Областной бюджет потратит 300 млн рублей на энергосбережение

Областная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности будет утверждена в декабре текущего года. Об этом на прошлой неделе заявил министр жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Приангарья Петр Воронин. По его словам, на реализацию региональной программы в 2011 году в областном бюджете уже предусмотрено порядка 300 млн рублей.

Открывая конференцию «Обеспечение практической реализации программ энергосбережения на территории Иркутской области», которая прошла 19 октября, заместитель председателя правительства Николай Хиценко отметил важность целенаправленной модернизации энергетического хозяйства региона – как объектов топливно-энергетического комплекса, так и промышленных производств. Он подчеркнул, что это позволит существенно снизить финансовую нагрузку на бюджет и население.

 

Триллионы на энергоэффективность

Директор проекта департамента управления проектами ФГУ «Российское энергетическое агентство» Антон Усов ознакомил присутствующих на конференции с разрабатываемой федеральной программой энергосбережения. Недавно документ был рассмотрен на заседании правительства РФ. Главная цель проекта заключается «в снижении энергоемкости валового внутреннего продукта России к 2020 году не менее чем на 40%». Планируемый объем финансирования за весь срок реализации программы должен составить 9,5 трлн рублей, из которых 760 млрд – из средств федеральной казны и бюджетов субъектов РФ, а 8,7 трлн – из внебюджетных источников. Кроме того, на 2011–2020 годы запланировано предоставление государственных гарантий на сумму в 303 млрд рублей по кредитам, получаемым для реализации инвестиционных проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

– Энергоемкость России в четыре раза превышает аналогичные показатели развитых стран, – отметил Антон Усов. – Основная доля населения страны не привыкла экономить на электричестве. Мы проанализировали ситуацию в муниципальных образованиях, и результаты показали, что основные барьеры в повышении энергоэффективности в жилищном фонде заключаются в большом износе фондов, несовершенных программах учета и в отсутствии системы менеджмента. А ведь жилищный сектор обладает самым большим потенциалом энергосбережения. Все это необходимо учесть при разработке региональной и муниципальных программ.

Представители муниципальных образований поинтересовались, какое софинансирование им необходимо предусмотреть, чтобы гарантированно получить федеральные субсидии. Как заметил Антон Усов, из областного и местных бюджетов должно быть выделено не менее 30% на реализацию программ энергосбережения. Он также добавил, что материальная поддержка государственной казны в год не будет превышать 500 млн рублей на каждый субъект РФ.

 

Потенциал бережливости

Проект областной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории на 2011–2015 годы с перспективой до 2020 года» представила на конференции научный сотрудник Института систем энергетики им. Л.А. Мелентьева Ольга Еделева. 

– Основные потребители энергии в области – это промышленные предприятия, – начала свой доклад Ольга Еделева. – По структуре валового регионального продукта с Приангарьем схожи Красноярский край, у которого энергоемкость в два раза ниже нашего региона, и Республика Хакасия, потребляющая на 40% больше энергии, чем мы. Ранжирование отраслей промышленности позволит нам определить объективный потенциал внедрения энергосберегающих мероприятий и выяснить, какие отрасли наиболее эффективны по вложению средств в эти мероприятия.

Ольга Еделева также отметила, что основной потенциал по сбережению энергии приходится на жилищный фонд и на производственное потребление. Областная программа включает анализ энергоемкости экономики, финансово-экономическое обоснование, индикаторы реализации, формирование правовых основ энергосбережения и основные механизмы реализации. В документ входит семь подпрограмм, которые посвящены производственному потреблению энергии, жилищно-коммунальному хозяйству, транспортному комплексу, бюджетной сфере. Среди основных мероприятий – внедрение энергосберегающих технологий, увеличение использования возобновляемых источников энергии, снижение потерь теплоносителей, модернизация теплоисточников, формирование энергосервисных договоров, учет и планирование потребления энергоресурсов, утепление конструкций зданий и т.п. К 2015 году экономия электроэнергии составит 27%, тепла – до 40%, топлива – на 5–6%.

Антон Усов рекомендовал разработчикам обязательно прописать в программе механизм мониторинга ее выполнения. Он отметил, что от этого будет зависеть эффективность реализации документа.

– Губернатор области Дмитрий Мезенцев поручил утвердить программу в декабре этого года, – в свою очередь заявил Петр Воронин. – На следующий год запланировано 300 миллионов рублей. Дальше с учетом инфляции цифры будут меняться. Пока еще не принята аналогичная федеральная программа, тем не менее, цифры на будущий год мы уже согласовали, и они будут заложены в областной бюджет.

 

Муниципальный «неформат» 

Сложнее проходит процесс разработки муниципальных программ энергосбережения. Начальник управления топливно-энергетического комплекса министерства жилищно-коммунальной политики, энергетики, транспорта и связи области Татьяна Маринченко сообщила, что все 42 муниципальные образования разработали такие документы. 34 из них уже утвердили программы нормативными актами, но только семь были признаны соответствующими требованиям законодательства.

– Показатели в муниципальных программах должны касаться ситуации в жилищном фонде, коммунальной инфраструктуры, использования возобновляемых источников, уровня оснащения приборами учета, – говорит Татьяна Маринченко. – Мероприятия должны охватывать жилищный фонд, объекты коммунальной инфраструктуры, бюджетные организации, бесхозные объекты, производителей и потребителей энергетических ресурсов. Должен указываться источник и сумма финансирования.

Все это федеральные требования к программам. Но зачастую муниципалитеты пишут проекты так, как они видят, не вникая в федеральные нормативные акты. И фактически разработка программ сводится к написанию пояснительных записок. Список муниципалитетов-«двоечников» возглавляют Иркутск и Ангарск. Они не утвердили свои программы. Я понимаю, что разработать такой документ для областного центра очень сложно, но все сроки вышли. Хотя бы концепция должна быть принята.

Очень низкий уровень разработки программ у Бодайбинского, Мамско-Чуйского, Качугского, Нукутского и Аларского районов. По мнению Татьяны Маринченко, муниципалитетам, конечно, было сложно, потому что пришлось разрабатывать программы, когда областная и федеральная еще не приняты. Модели проектов отсутствовали. Однако с необходимыми требованиями местные власти все же знакомы – проводились семинары. Есть положительные примеры среди муниципалитетов. Так, в Братске, Шелехове и Усолье-Сибирском программы разработаны на достаточно высоком уровне.

– Но, к сожалению ни один муниципалитет не провел анализ, как данные мероприятия будут влиять на конечный результат, – отметила Татьяна Маринченко. – Нет комплексного подхода в программах, низкий уровень мотивации к экономии бюджетных средств. А в некоторых муниципальных образованиях разработкой программ вообще занимались люди, не имеющие представление об энергетике.

Всего муниципалитеты предполагают с 2011 по 2015 годы направить на реализацию мероприятий по энергосбережению более 8 миллиардов рублей. Это крупная сумма, но основным источником является внебюджетное финансирование. Ряд муниципальных образований не поняли, какие финансовые обязательства несут федеральный центр и область. В частности в программе Зиминского района прописано 7% финансирования из местного бюджета, остальное – из региональной казны. Татьяна Маринченко обратила внимание собравшихся, что, к примеру, на область можно полагаться только по статье установки приборов учета населения и на реализацию пилотных проектов.

Петр Воронин обратился к территориям с просьбой в ближайшее время доработать свои программы энергосбережения и привести их в соответствие с федеральными требованиями. Иначе софинансирования муниципалитетам не дождаться. Антон Усов также предложил главам поселений обращаться за консультацией к специалистам Российского энергетического агентства.