Звено, способствующее взаимодействию
Вот уже два года в Управлении федеральной налоговой службы по Иркутской области действует ситуационный центр. Организован он был в самом начале экономического кризиса, как координационный орган, призванный оказывать методологическую и информационную помощь инспекторам в нестандартных рабочих ситуациях. По сути, центр создает платформу для проведения единой налоговой политики в регионе, потому как своими выводами, заключениями и прогнозами делится с региональным правительством, муниципалитетами, а подчас и прокуратурой.
О деятельности ведомственного центра, способного не только анализировать, но подчас и прогнозировать экономическую ситуацию, рассказал руководитель УФНС России по Иркутской области Петр Ковальчук.
– Петр Иванович, каковы сегодня задачи центра и итоги его двухлетней работы?
– Наша функция – контроль и надзор. Закон, так же как и действия налогоплательщика, должны обеспечивать стабильность в обществе, положительную динамику в развитии экономики. Бюджет формируется по двум основаниям – самым насущным потребностям населения и в зависимости от объема имеющихся денежных средств. Срыв в экономике приводит к закрытию конкретных программ. В 2008 году, когда по всей стране организовывали подобные ситуационные центры, стояла задача – сохранить стабильность и выйти из надвигавшегося кризиса с наименьшими потерями.
Мы понимали, что будут люди, которые захотят воспользоваться сложившейся ситуацией. Поэтому, в первую очередь, контролировались предприятия, находящиеся, скажем так, в трудной жизненной ситуации. Инспекции на местах отслеживают положение дел в каждой крупной организации, как только речь заходит, например, о банкротстве – проверяется и анализируется вся деятельность на предмет признаков преднамеренного банкротства. В случае опасности мошеннических действий информация поступает в прокуратуру.
Например, ситуацию, сложившуюся сегодня в Усолье-Сибирском, мы прогнозировали еще в прошлом году. Предупредили об этом муниципальные власти. Услышали в ответ заверения, что все прекрасно, и прогноз социально-экономического развития города – положительный. Сегодня все наши прогнозы подтверждаются.
Особо тщательно мы следим за ситуацией, когда крупное предприятие или предприятия одной отрасли являются экономической основой какой-то определенной территории. Кстати, при детальном рассмотрении дел приятной неожиданностью стало для нас положение в золотодобывающей сфере региона.
Ежемесячно в инспекциях проводят анализ ситуации на подведомственных территориях, а в Управлении – информации по области. Ситуационный центр делает выводы из сложившейся общей картины. Мы видим сами и предупреждаем власти, когда возникает угроза прироста задолженности, преднамеренного банкротства, сокращения численности работающих. Во-первых, существует механизм противодействия отдельным ситуациям, во-вторых, порой необходимо предпринять адекватные меры, чтобы не допустить значительных потерь в бюджете.
Кроме того, ситуационный центр разрабатывает план действий (в том числе и для нижестоящих инспекций) по вопросам, рассматриваемым на совещаниях в правительстве Иркутской области (правительственный час, административный совет) с участием Управления ФНС России по Иркутской области.
– А каково сегодня положение дел с налогом на прибыль?
– Получив от предприятия уточненную декларацию по налогу на прибыль со значительным уменьшением платежей в бюджет, мы тут же извещаем органы власти о том, что складывается негативная ситуация, которая может повлиять на бюджет территории. В настоящее время, согласно Налоговому кодексу, принята система, когда организация, рассчитывая на успешную деятельность, уплачивает аванс по налогу на прибыль, а по окончании налогового периода в связи с меньшим объемом производства, представляя декларацию, требует вернуть переплату. В этом году у нас было предприятие, которое заявило к возврату 1,7 млрд рублей. Для регионального бюджета сумма значительная. Если раньше, в экономически стабильные времена, предприятия оставляли переплату в бюджете – в зачет будущих платежей, то сейчас на это идут немногие, предпочитая пополнять оборотные средства.
Но есть примеры, когда предприятия все же оставляют всю сумму или часть в бюджете. Недавно одно из иркутских предприятий из 270 млн рублей переплаты забрало только 130. Мы корректируем прогнозы, смотрим, как это влияет на общую ситуацию, ведь может сложиться так, что по другим налогам поступления будут больше запланированного, а может образоваться и пробел. Предупрежден – значит, вооружен. Этот постулат относится и к финансам.
С НДС, кстати, примерно такая же ситуация, как с возвратом налога на прибыль. С той лишь разницей, что этот налог, к сожалению, вызывает у недобросовестных людей еще большое желание мошенническим образом получить необоснованный возврат. Поэтому мы тщательно проверяем основания предъявляемого права. Если в ситуационном центре, на заседаниях которого рассматриваются заявления на ускоренный возврат НДС, возникают подозрения в недобросовестности, сомнения в отношении представленных документов, то протоколом определяются дополнительные контрольные мероприятия, указывается – какие дополнительные сведения необходимо запросить у налогоплательщика, что проверить. Данное решение незамедлительно доводится до инспекции, в которой состоит на учете заявитель.
Хочу подчеркнуть, что компетентность специалистов, входящих в состав ситуационного центра, высочайшая. Им не представляет большого труда распознать схему необоснованного возврата. Мы опять-таки рассматриваем влияние выплат на состояние бюджета, теперь уже федерального, в который целиком зачисляется НДС. Только в этом году сумма возврата налога на добавленную стоимость на расчетные счета налогоплательщиков составила 32 млрд рублей.
– Считаете, что можно остановить стремление людей к наживе?
– Знаете, нередко профилактика является столь же значимой, как и наказание. Во-первых, налогоплательщик узнает, что у кого-то не прошла определенная схема обмана государства и поосторожничает использовать ее. Во-вторых, мы не устаем предупреждать, в том числе через СМИ: не применяйте схемы уклонения от налогообложения (например, легализуйте выплату заработной платы), призываем граждан быть бдительными, обнародуем критерии отбора налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки. Недавно у нас был случай, когда налогоплательщик добровольно внес значительные суммы налога на доходы физических лиц. Дождись он налоговой проверки, то с учетом штрафов речь бы пришлось вести о неплатежеспособности предприятия. Не скрою, нас радует подобное здравомыслие.
Как видите, ситуационный центр – это звено, способствующее взаимодействию органов региональной и местной власти и налоговой службы, а также координации деятельности территориальных налоговых органов одновременно между собой и с органами местного самоуправления, и осознанию налогоплательщиком своей социальной ответственности.