29.10.2010 12:00
Рубрики
Закон
Теги
#лес
29.10.2010 12:00

Откуда древесина?

Власти хотят прекратить незаконные рубки в лесу

В Забайкальском крае за три года действия закона по организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины объем незаконного оборота леса снизился на 70%. На следующей неделе похожий закон вступает в силу на территории Иркутской области. Но он уже сейчас требует дополнений, признали члены на совещании областной межведомственной комиссии по пресечению незаконной заготовки и оборота древесины.

В течение последних нескольких лет предпринимались попытки наведения порядка в лесной отрасли Иркутской области, но, как отметил заместитель председателя правительства региона Сергей Серебренников, все они оказались неудачными.

– Надеемся, что новый закон заработает в полную силу и порядок в лесу будет наведен, – сказал он. – Наш регион богат лесными ресурсами, но пока отрасль работает неэффективно. Губернатор поставил задачу пресечь незаконную вырубку древесины, организовать лесовосстановление, повысить налоговую отдачу отрасли. Все эти вопросы теперь находятся на личном контроле у главы области.

По словам Сергея Серебренникова, прежде чем принимать кардинальные решения, потребовалось время осмотреться, понять механизмы работы лесной отрасли.

– Сегодня такое понимание есть, – подчеркнул зампредседателя правительства Иркутской области. – Мы знаем, что в сфере пресечения незаконного оборота древесины ведется недостаточная работа. Нужно добиться того, чтобы незаконная заготовка древесины потеряла смысл, чтобы ворованный лес невозможно было продать.  

 

Закон надо доработать   

На следующей неделе вступает в силу Закон Иркутской области «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Иркутской области». Закон обязывает заготовителей леса ставить на учет пункты приема и отгрузки древесины в министерстве лесного комплекса региона. По оценке исполняющего обязанности заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области Дмитрия Коротаева, таких предприятий в регионе будет зарегистрировано не менее одной тысячи.

– Мы собираемся привлечь максимальное количество сотрудников министерства к этой работе, – сообщил заместитель министра лесного комплекса региона Юрий Вельдяев, отвечая на вопрос, уложится ли ведомство в отведенный законом срок. – Если потребуется, обратимся за помощью в агентство лесного хозяйства Иркутской области. Нам нельзя сорвать эти сроки.

Для постановки на учет предпринимателям будет необходима книга учета актов приемки и сдачи, сами акты и журнал регистрации отгружаемой древесины. Закон обязывает владельцев пунктов предоставлять ежемесячную отчетность. Министерству лесного комплекса предстоит раз в месяц эти сведения анализировать, сопоставляя объемы принятой, переработанной и отгруженной древесины с данными агентства лесного хозяйства, ВСЖД, таможни. Если вдруг в процессе этой работы выявится, что какой-то из пунктов предоставил недостоверную информацию, последует заявление в правоохранительные органы. В качестве поддержки вступающего в силу закона в Заксобрании сейчас разрабатывается еще один законопроект «Об административной ответственности в сфере организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Иркутской области», он прошел первое чтение 20 октября.

– Накануне этого совещания мы связались с коллегами в Чите, где реализуется подобный закон, и спросили, как они используют информацию, которую получают с пунктов, – говорит Дмитрий Коротаев. – Нам сказали честно: «Работать с ней очень сложно». Дело в том, что законом предусмотрено ведение всей документации в бумажном виде. По бумагам мы никогда не сможем отследить ту или иную фирму. К примеру, компания будет поставлять лес на 500 пунктов. Как мы соберем эти цифры воедино? Как узнаем, какой объем древесины она заготовила и отгрузила? Нужна отчетность в электронном виде, необходимо закон дорабатывать.

Руководитель агентства лесного хозяйства Иркутской области Владимир Шкода выступил в защиту закона:

– Пусть пока это будут отчеты на бумажном носителе, тем не менее ежемесячно можно подводить баланс и видеть реальную картину. Арендатор, имеющий объем 10 тысяч кубометров, но сбывающий намного больше, получит от нас вполне резонный вопрос: «Откуда древесина?»

С тем, что нужно уходить от бумажной работы, согласен и Юрий Вельдяев. Он сообщил, что министерство заключило контракт на разработку электронной базы, в дальнейшем она будет способствовать реализации закона. 

Но у представителя налоговой службы вопросы не закончились.

– Каким образом приемщик узнает, легальное бревно ему привезли или нет?

– Прежде чем принять бревно, он должен посмотреть разрешительные документы, подтверждающие легальность происхождения древесины, – пояснил Юрий Вельдяев.

– Но ведь распространена схема, когда фирма имеет документы на лесной участок, а на самом деле заготавливает объемы, в десятки раз превышающие возможности этой деляны, необходим механизм четкого контроля именно на деляне, – уверен Дмитрий Коротаев. – Методика биркования леса была очень грамотная, но затратная, мы от нее ушли.

– Мы будем сопоставлять объемы по документам и если увидим, что данные не сходятся, обратимся в органы для проверки данной фирмы, – ответил Юрий Вельдяев. – Считаю закон в этом плане очень грамотный. Мы и не заявляли, что он позволит нам полностью избавиться от нелегальных схем. Но считаем его первым реальным шагом к наведению порядка в лесу.

Что касается механизма биркования древесины, то Юрий Вельдяев сказал, что у данной системы имеется ряд минусов, но останавливаться на них не стал, отметив лишь, что по регионам России опыта внедрения этого механизма нет.

Представитель таможенных органов Алексей Карасов считает, что нужно определиться, по какой из пяти методик проведения измерений будет вестись учет древесины. По его словам, разница в объемах при разных схемах подсчета доходит до 30%.

– На мой взгляд, недоговоренность по этому вопросу будет способствовать недоразумениям, – заключил он.

Участники совещания пришли к единогласному мнению, что недоразумения следует устранить.

– Нужно провести экономические расчеты и сделать вывод, какую методику лучше всего применять, – считает Сергей Серебренников. – Нужно изучить опыт наших соседей.

– Коррективы, изменения, дополнения в закон в любом случае неизбежны, – признает Юрий Вельдяев. – В процессе работы проект закона был разослан во все структурные подразделения, имеющие отношение к вопросам работы лесного комплекса, и никаких замечаний тогда мы не получили.

В ходе совещания было принято решение создать оперативную рабочую группу, в которую войдут все заинтересованные структуры, она будет заниматься вопросами реализации закона.

 

Наказание слишком мягкое

– По данным на 1 октября, в области зарегистрировано 1973 преступления, связанных с незаконным оборотом леса. В суд направлено около 700 уголовных дел. В ходе проведения мероприятий сотрудниками ГУВД изъято более семи тысяч кубометров древесины, – отчитался начальник лесной милиции Сергей Краснов.

Он сообщил, что к реализации закона структура готова, а ее сотрудники намерены в течение 60 дней встретиться с каждым заготовителем и руководителем пункта приема и разъяснить, как привести свою деятельность в соответствие с вступающим в силу законом.

Исполняющий обязанности начальника управления по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД Игорь Ковальчук рассказал, что Иркутская область лидирует среди регионов Сибири по количеству преступлений, совершаемых в лесном комплексе. По России наш регион по этому показателю находится на четвертом месте. Он отметил, что за девять месяцев было выявлено 145 преступлений данной категории, вынесено 246 приговоров. 

– Все условные, многие с отсрочкой, – отметил Игорь Ковальчук. – Только одному фигуранту дали три года лишения свободы, да и то общего режима. Безнаказанность налицо.

По мнению участников совещания, нужны жесткие санкции по отношению к владельцам пунктов, которые будут принимать нелегальный товар. А система должна быть выстроена так, чтобы бизнесмен, завидев машину с незаконным лесом, бежал от нее как от прокаженной. Только тогда у черных лесорубов не будет возможности сбыть свой нелегальный товар.