Сибирью будет прирастать…
Ключевым событием недели, определившим повестку дня не только в Иркутской области, но и во всем Сибирском федеральном округе, стало проведенное 26 октября председателем правительства Российской Федерации Владимиром Путиным совещание по реализации первоочередных инвестиционных проектов в Сибирском федеральном округе. В совещании вместе с полномочным представителем президента в СФО Виктором Толоконским, министрами федерального правительства и другими главами субъектов принимал участие губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев. Даже по кратким выдержкам из материалов совещания понятно, что название Иркутской области звучало часто.
Эх, дороги…
Владимир Путин напомнил участникам встречи, что в июле 2010 года правительство разработало и утвердило «Стратегию развития Сибири на период до 2020 года», а октябрьская встреча – один из элементов контроля за ходом ее реализации. Положение дел на сегодняшний день таково, что Сибирь является не только основным источником сырья для всей промышленности страны, но и самым стабильным и самым перспективным из федеральных округов. Именно в Сибири сосредоточена значительная часть перерабатывающих предприятий и объектов энергетики, теоретически в Сибири – самые большие перспективы для дальнейшего роста экономики страны. В определенном смысле для России в Сибири все начинается и в ней же заканчивается: из Сибири поступает сырье, которое после обработки возвращается в Сибирь же в виде транспорта, машин и механизмов для дальнейшего освоения новых (несмотря на пятьсот лет истории освоения) земель, лежащих между Уралом и Дальним Востоком. В то же самое время у СФО (вместе с Дальневосточным округом) наиболее мрачная репутация, достаточно полно описываемая тремя словами: далеко, холодно, безлюдно.
Проблема больших расстояний кроме России известна от силы пяти-шести странам во всем мире: США, Канада, Китай, Бразилия, Индия и Аргентина – вот, пожалуй, все. Набор решений за последние сто пятьдесят лет изменился всего на один пункт – к разветвленной сети железнодорожных и автомобильных коммуникаций добавилась сеть аэродромов, обслуживающих как крупные трансконтинентальные, так и небольшие местные линии. Автомобильный транспорт во многом удобнее и эффективнее всех остальных: безусловно дешевле авиации, быстрее железной дороги, требует гораздо меньше капиталовложений при строительстве инфраструктуры, дает равные возможности всем участникам движения. Сибирский федеральный округ держится на двух основных транспортных артериях – Транссибирской железной дороге и автомобильной федеральной трассе «Байкал», включающей в себя дороги М-51 (Челябинск – Курган – Ишим – Омск – Новосибирск), М-53 (Новосибирск – Томск – Кемерово – Красноярск – Иркутск) и М-55 (Иркутск – Улан-Удэ – Чита). Общая протяженность трассы составляет немногим более 1500 км, и именно о ней говорил в своем выступлении Владимир Путин – на ее совершенствование планируется направить 4,5 млрд рублей уже в 2010 году, что позволит не только завершить обходы Иркутска и Новосибирска, но и ликвидировать многие проблемные участки. Кроме того, на трассу «Енисей» выделено 533 млн, на «Чуйский тракт» – 540 млн. Какие-то средства пойдут дополнительно на трассу Чита – Хабаровск, связывающую СФО с Дальним Востоком: хотя дорога и сдана в эксплуатацию, ее предстоит обустраивать и на это уйдет тем меньше времени, чем выше будет спрос со стороны водителей и пассажиров.
Туристический переворот
Спрос же по заданию председателя правительства будут всемерно повышать. В Сибири по инициативе местных руководителей и решению правительства созданы четыре особые экономические зоны туристско-рекреационного типа – в Республике Алтай, в Алтайском крае, Бурятии и Иркутской области. По словам Владимира Путина, в двух из них в 2010 году отдохнули 100 тыс. человек, что, конечно же, очень немного. Министр регионального развития Виктор Басаргин на том же совещании заявил, что одну только алтайскую ОЭЗ посетили 150 тыс. человек, а в перспективе, через десять лет, это число может увеличиться до 1 млн. Перспектива, что и говорить, впечатляющая. Помимо значительного количества средств, которые потребуются на строительство гостиниц, баз отдых, кемпингов, заправок, подъемников и прочей инфраструктуры комфортного отдыха, для ее реализации потребуется коренная перестройка, или, если использовать более современные термины, полное переформатирование мышления всех, кто причастен к туристической теме. Зато если каждый турист оставит в Сибири хотя бы по 30–40 тыс. рублей (а оставить придется намного больше), в экономику СФО вольются 30–40 миллиардов.
Уже в репортажах о проведенном совещании многие московские журналисты использовали слова, описывающие Сибирь как место некомфортное, дикое, неуютное. Это писали те же самые люди, которые не далее как в июне – августе 2010 года пережили в Центральном федеральном округе беспрецедентную засуху и чудовищные лесные пожары. В то же самое время в гораздо более лесистой – и гораздо менее обеспеченной средствами пожаротушения – Сибири все было довольно спокойно. Проблема не в том, что в Сибири холодно, проблема в том, что издания, которые будут читать потенциальные туристы, сосредоточены в западной части страны, а их авторы плохо учились в школе и явно не понимают, что Сибирь включает в себя разные ландшафты и климатические зоны. Озеро Ольхон, например, или окрестности озера Гусиного в Бурятии по количеству солнечных дней в году ничем не уступают Египту – разница лишь в том, что бренд Египта раскручивают несколько тысяч лет, а Ольхоном всерьез никто никогда не занимался. Большим благом будет, если федеральные СМИ хотя бы перестанут вредить.
Базис…
В намного более уважительных тонах говорят о промышленной составляющей «сибирского проекта». В «Перечне первоочередных инвестиционных проектов Сибирского федерального округа», о формировании которого председателю правительства и губернаторам отчитался министр регионального развития Виктор Басаргин, описаны 27 проектов, реализуемых в 12 субъектах СФО. В «Перечне» зафиксированы десять проектов по созданию транспортной и энергетической инфраструктуры, четыре – по освоению минерально-сырьевой базы, три – туристско-рекреационных кластеров, четыре – инновационной инфраструктуры и промышленных кластеров, три – агропромышленного и деревообрабатывающих секторов, три – социальной инфраструктуры и жилищного строительства. Общий объем финансирования проектов составляет 1,8 трлн рублей (для сравнения: все расходы федерального бюджета на 2011 года – 10,7 трлн), причем 1,5 трлн – средства частных инвесторов, а федеральный и региональные бюджеты выделяют 220 млрд рублей. В своем докладе Виктор Басаргин упомянул и Иркутскую область – в поселке Новая Игирма Нижнеилимского района реализуется проект «Строительство лесопильного деревообрабатывающего комплекса» с объемом инвестиций 3 млрд рублей (комплекс уже работает на треть проектной мощности, в 2011 году должен выйти на полный цикл); проект «Создание индустриального технопарка высокотехнологичных материалов» в Усолье-Сибирском находится на стадии строительно-монтажных работ; затрагивает нашу область и красноярский проект «Освоение Нижнего Приангарья».
Министр отметил, что усольский проект обсуждался на VI Байкальском экономическом форуме в рамках международной конференции «Россия и Китай: развитие партнерства. Новые возможности», получил одобрение делегации КНР и включен в перечень приоритетных проектов, которые могут быть реализованы в рамках российско-китайского приграничного сотрудничества. У многих других проектов, признал Виктор Басаргин, перспективы не такие благоприятные: средств Инвестиционного фонда на софинансирование не хватает, банки отказывают в кредитах, сроки исполнения сдвигаются. Вероятно, всего этого можно было избежать, если бы проекты казались банкирам более привлекательными как по потенциальной прибыли, так и по срокам окупаемости – то есть если бы к каждому проекту прилагалось весомое обоснование, подкрепленное авторитетом экспертов.
…и надстройка
Для более плодотворной работы ученым и экспертам требуются особые условия – это известно давно, и инновационный город Сколково, строительство которого начато в Подмосковье, это как раз попытка создать такие условия. На федеральный проект Сколково последовал своего рода «комментарий» – 28 октября была завершена первая фаза формирования Ассоциации инновационных регионов России, в которую вошли восемь регионов, в том числе и Иркутская область. В основание идеологии ассоциации положена здравая мысль о том, что для такой страны как Россия одного инновационного центра явно мало – об этом говорилось, в частности, в мае 2010 года на XIII Томском инновационном форуме. К тому же создавать научные центры в регионах дешевле, а их формирование поможет не только развитию экономики, но и удержанию в регионах (и в стране вообще) наиболее ценных кадров. Вторая задача ассоциации – лоббировать интересы регионов, активно развивающих инновационный сектор, на федеральном и даже международном уровне.
Чем будут заниматься члены ассоциации совместно и в какой форме будет происходить взаимодействие, говорить пока рано. Но в Иркутской области уже предприняты вполне конкретные шаги по повышению роли науки в принятии решений по управлению экономикой: 29 октября губернатор Дмитрий Мезенцев утвердил состав Координационного научного совета при правительстве Иркутской области. Совет, в состав которого вошли сотрудники Иркутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук, Восточно-Сибирского научного центра Сибирского отделения Российской академии медицинских наук, директора НИИ и ректоры вузов, будет вырабатывать рекомендации и предложения в сфере науки, образования, инноваций. Еще не созданный совет, по сути, уже провел первое заседание и рекомендовал рассмотреть скорректированный проект «Программы социально-экономического развития области» на очередном заседании правительства.
Было бы очень желательно создать в составе совета отдельную секцию общественных наук: экономика, конечно, базис, но поведение отдельных людей и общества в целом одними только экономическими интересами не исчерпывается и сухой статистикой производственных показателей не описывается. Для историков и социологов в области накопилось много работы – для начала можно было бы заново проанализировать советский опыт освоения Сибири: во всей российской истории он был самым успешным, хотя во многом и спорным.