01.11.2010 13:00
Рубрики
Общество
Теги
01.11.2010 13:00

Копы в глубоком запасе

Иркутсие журналисты попробовали стать полицейскими

«Я б в полицию пошел» – под таким названием на прошлой неделе прошла акция ГУВД по Иркутской области. Участниками мероприятия стали представители девяти региональных средств массовой информации. В течение двух дней журналисты проходили испытания, необходимые для зачисления кандидата в ряды сотрудников правопорядка. Цель акции – показать на практике, что служить в полиции, которая может прийти на смену сегодняшней милиции, смогут лишь самые способные и подготовленные люди.

 

От кардиограммы до детектора лжи

Начиналось все оптимистично. Журналисты перед началом испытаний между собой говорили, что все будет весело и понарошку. Отпускать шутки на эту тему перестали, когда начальник медико-санитарной части ГУВД Игорь Романовский объявил:

– Конечно, мы не можем говорить о полноценном обследовании вас как настоящих кандидатов, на это могут уйти месяцы. Наша задача – за два дня показать основные этапы прохождения военно-врачебной комиссии (ВВК). И для хотя вас будут сделаны небольшие снисхождения, я уверен, что полученных впечатлений вам хватит для простого вывода – на службу в органы поступить не так-то просто.

Первое, что было сделано, на участников эксперимента завели настоящие акты медицинского освидетельствования. Пришлось заполнять их реальными данными, расписываться, после чего отдавать в приемную для получения направления на прохождение ВВК. Дальше следовало дождаться очереди на ЭКГ, пройти осмотр у хирурга, терапевта, психиатра, офтальмолога, стоматолога, дерматолога, получить данные флюорографии, сдать кровь на исследование. Врачи просто шокировали: не имея на руках амбулаторных карт с историями болезней, они умудрялись собрать анамнез поверхностным обследованием, после чего глубоко изучили все отклонения в здоровье пациентов.

– Существует четыре группы назначения – попавших в них считаются годными в оперативные подразделения, – пояснил Игорь Романовский. – Кандидаты, у которых обнаружили какие-то отклонения в состоянии здоровья, попадают в четвертую группу. Это тыловые подразделения. Причем ВВК проверяет кандидата на пригодность к исключительно заявленной лично им специальности. То есть если человек хотел служить в спецназе, но не прошел по нормативам, он вообще не сможет поступить на службу, несмотря на то, что он подходит для другой, менее требовательной к здоровью специальности, например в роли оперативного сотрудника. Ему придется подавать новое заявление и пройти всю процедуру освидетельствования заново.

После медосмотра началось самое интересное – психологическое обследование. Журналистам обещали, что скрыть ничего не удастся. Почти 400 вопросов в формате теста. Тесты на способность различать цвета, на интеллектуальные способности в условиях дефицита времени заставили изрядно попотеть. Но журналисты – недаром они являются представителями интеллектуального труда – почти все показали максимальные балы. Далее участников ждали беседы с психологами и психотерапевтами, которые  выуживали самые разнообразные данные. С некоторыми претендентами беседа затягивалась до часа, после чего врачи признавались, что и этого времени недостаточно для полноценного анализа. Следует отметить, что психотерапевт – единственный врач, который заключает с кандидатами отдельный договор. В нем оговаривается, что человек добровольно согласен на обследование, ведь в процессе беседы действительно выявляются самые сокровенные тайны личности.

– В том случае, если кандидат подозревается в психическом расстройстве, наркомании, алкоголизме или предрасположенности к вышеперечисленному, ВВК определяет его в группу риска, – рассказывает  сопровождавшая журналистов медсестра Елена Таранина. – В этом случае человек проходит  дополнительное испытание на детекторе лжи – полиграфе.

Многие журналисты аргументировали свое участие в акции интересом именно к данному исследованию. Понимая это, организаторы провели показательную процедуру работы этого аппарата. Полиграф фиксирует частоту сердечного темпа, уровень потоотделения, любые самые легкие напряжения мышц, вплоть до пальцев на ногах, и информирует об этом оператора. Человеку, согласившемуся на это обследование, приходится сидеть ровно, не шевелясь, глядя либо в пол, либо на пустую стену, чтобы исключить влияние внешних раздражителей.

Скрыть правду от столь точного аппарата практически невозможно. Вопросов задается немного, но на каждый отводится приблизительно 14–16 секунд, чтобы к следующему вопросу реакция на предыдущий успела пройти. Даже если человек сам не подозревает о своих переживаниях и склонностях, полиграф откроет ему глаза. Немногие решились на такой эксперимент. На этом закончился первый день.

 

Кросс и подтягивания

На следующий день журналисты (к тому времени их осталось шестеро из девяти) собрались, чтобы сдать нормативы по физической подготовке. Утром в спортивной форме условные претенденты на различные полицейские специальности собрались у ворот здания ГУВД, где обычно проходят занятия и экзамены по физической подготовке.

– Непосредственно на контрольную сдачу физических нормативов попадают уже прошедшие ВВК претенденты. Как правило, у них уже была стажировка по своей специальности, – объяснил  журналистам начальник Учебного центра профессиональной подготовки ГУВД по Иркутской области Борис Мукушев. – Вам предстоит попытаться сдать минимум нормативов, предъявляемых к служащим в правоохранительных органах.

– Построились, равняйсь, смирно, начали, – скомандовал специалист по боевой физической подготовке Валерий Баршоев, предупредив при этом, что будет работать в обычном режиме, делая лишь небольшие снисхождения.

Челночный бег, силовой комплекс упражнений для женщин, подтягивания на перекладине для мужчин, кросс три километра. Будем честны, самая частая фраза, которую «журналисты-полицейские» слышали в спортивном зале в этот день: «оценка неудовлетворительная». Кто мог знать, что годы привычного образа жизни не позволят подтянуться на перекладине десять раз и пробежать хотя бы три круга из семи? Однако и тут были свои герои. Один из журналистов справился со всеми поставленными задачами, а одна из девушек-журналисток в некоторых упражнениях показала лучшие результаты, чем мужчины.

 

Итоги

Начальник медсанчасти ГУВД области огласил результаты акции, вручив каждому справку об итогах комплексного психодиагностического обследования. Говоря о результатах, Игорь Романовский сказал, что лишь один претендент оказался полностью годен к службе в милиции по состоянию здоровья. Остальным необходимы дополнительные обследования. Пятеро успешно прошли испытания у психологов и в целом рекомендованы на различные должности. Трое получили отрицательную оценку и в дальнейшем были бы направлены для исследования на полиграфе. Один все же мог бы сменить профессию, но с формулировкой «условно рекомендован», что предполагает более пристальное внимание к нему со стороны руководителей и психологов уже по месту службы.

– Что касается вынесенных заключений – они неоднозначны. Каждый человек выбирает себе профессию, и поскольку журналисты – люди творческие, яркие индивидуальности, то, несомненно, служба в ОВД, требующая строгой дисциплины и специальной подготовки, для многих из них могла стать обременительной обязанностью, – резюмировал начальник центра психофизиологической диагностики МСЧ при ГУВД Иркутской области Михаил Кузнецов.

За сотрудничество и волю к достижению поставленной цели журналисты получили небольшие сувениры с символикой ГУВД. В целом все остались довольны, а главное, уверены, что попасть в ряды полицейских – задача доступная далеко не каждому.

 

 


РS. Сотрудник «Областной» метил в спецназ, но по результатам обследования мог бы служить в ОМОНе. Но для этого, как нам уже известно, надо начинать все с начала…