Александр Ушаков: Оказание бесплатной юридической помощи – стиль работы правового государства
В Иркутске работает ФГУ «Государственное юридическое бюро по Иркутской области». Специалистам, работающим здесь, особо не нужна красочная реклама. Ежедневно сюда обращаются по несколько человек с единственной просьбой: «Помогите!». Кому-то нужно решить старый жилищный вопрос с родственниками, кто-то не поделил с соседом лестничную площадку. Исковые заявления и кассационные жалобы – ежедневная рутинная работа государственных юристов. Их клиенты – пенсионеры, инвалиды, ветераны и малообеспеченные граждане – те, кому порой идти больше некуда. Бесплатная юридическая помощь от имени ФГУ оказывается еще в трех филиалах: в Черемхово, Нижнеудинске и Усть-Куте. О работе государственного юрбюро рассказал его начальник Александр Ушаков.
Финская модель
– Александр Владимирович, зачем было создано Государственное юридическое бюро по Иркутской области?
– Начнем с основного закона – Конституции России. В ней записано, что гражданам гарантируется квалифицированная юридическая помощь, а в случаях, предусмотренных нормативным актом, такая юридическая помощь может быть предоставлена бесплатно. Но до 2006 года это никак не реализовывалось. Поэтому должен быть закон «О бесплатной юридической помощи в РФ», но пока он только разрабатывается. Закона нет, и правительство РФ в порядке опережающего правового регулирования издало постановление, в котором прописало, в каком порядке оказывается бесплатная юридическая помощь. В виде эксперимента власти учредили государственные юридические бюро в десяти регионах России.
– Почему Приангарье попало в этот список?
– Бывший прокурор Иркутской области Юрий Чайка в 2004 году возглавлял министерство юстиции и с рабочей поездкой был в министерстве юстиции Финляндии, где посещал давно функционирующие и в Хельсинки, и в городе Турку, и в других городах страны государственные бюро. Руководители российских юридических бюро также побывали в Финляндии и нам рассказывали, что Чайка все рьяно записывал и так заинтересовался этой темой, что пролоббировал создание бюро в России. Так были выделены деньги из федерального бюджета, и мы стали работать с 1 января 2006 года.
– Чем-то наша модель работы отличается от финской?
– У нас бесплатно оказывается помощь только малоимущим. Таковыми в нашей области считаются те, чей среднедушевой доход составляет не больше величины прожиточного минимума – 5543 рубля. Он устанавливается постановлением губернатора каждый квартал. Взяв справку из соцзащиты, к нам за помощью может обратиться любой человек, который получает меньше этой суммы.
Но даже малоимущие – это люди разного достатка. Допустим пенсионеру, если у него пенсия выше величины прожиточного минимума даже на сто рублей, мы вынуждены отказать, а его никак не назовешь обеспеченным. В соответствии с нашим регламентом мы можем пенсионерам, инвалидам и участникам войны, чей доход больше МРОТ, дать только устную консультацию. Представлять интересы в суде уже не имеем право. А например, у ветеранов Великой Отечественной войны пенсия не меньше 10 тысяч рублей. Граждане наши порой говорят: «Давайте мы заплатим вам хоть немного». И тут сразу вспоминается финский опыт. Там если доход гражданина ниже 700 евро, юрпомощь оказывается бесплатно. Если 900 евро, человек оплачивает от 5% до 20% стоимости услуг. И так может доходить до 75% оплаты юридических услуг. Мы ратуем за подобный дифференцированный подход в оказании юридической помощи. У нас бы было меньше отказов.
– Тем не менее финская модель прижилась.
– Она не просто прижилась, эта услуга весьма востребована. Это цифры показывают. Если в 2008 году бесплатную юридическую помощь у нас получил 3561 человек, то в 2009 году уже 6645 человек. Увеличение сразу на 81%. Как это ни банально звучит, одна из основных причин – кризис.
Возросло число обращений от безработных граждан. Стали сокращать с работы или уменьшать зарплату, у людей тоже появились вопросы. У нас традиционно самый беспокойный месяц по обращениям – октябрь. С 2007 года именно в этом месяце мы проводим горячую линию по оказанию бесплатной юридической помощи. В октябре этого года в бюро обратились более 600 человек.
Жилищные проблемы
– С чем чаще всего обращаются?
– Хотят решить свои жизненные проблемы самого разного рода. Начиная с прекращения межевых войн с соседями до проблем с наследством. Жилищные проблемы составляют четверть от общего количества. Много обращается бывших детдомовцев. По закону им положено жилье, и мы судимся с органами местного самоуправления, которые должны это жилье предоставлять. Они, конечно, отказываются, но у нас уже есть выигранные дела. Например, приходила девушка. Ее диагноз диспропорциональный нанизм (карликовость). Она обращалась в отдел по обращению граждан при правительстве Иркутской области, благо мы тесно взаимодействуем с ними, и ее отправили к нам. Мы выиграли дело, и в ближайшее время решение суда должно быть исполнено.
Была женщина – инвалид по зрению. Ей нужно было установить инвалидность адекватно ее заболеванию. У нее должна быть 1-я группа, а ей поставили 2-ю группу, рабочую. Мы обжаловали действия комиссии ВТЭК в судебном порядке, и справедливость восторжествовала.
Памятно и вот какое дело. Под Нижнеудинском на большой скорости мчался по дороге бизнесмен на своем джипе и сбил бычка. Бычка тут же унесли на мясо, дедушка, владелец бычка, в горе. Но этого мало. Бизнесмен подал на деда в суд за то, что при ударе его машина получила вмятину, и теперь дедушка должен возместить ему убытки. Старик, недолго думая, обратился к специалистам нашего бюро, и те написали встречный иск о том, что мужчина не прав. И выиграли у этого бизнесмена дело. Решение такое – взыскать с бизнесмена стоимость бычка.
Грамотность растет
– Александр Владимирович, наверняка у вас за эти годы уже сложилась своя клиентура?
– Есть граждане, которые имеют по пять, шесть, десять процессов одновременно. Вся их жизнь посвящена процессам, есть у нас такие «звезды». В юридической литературе сейчас довольно часто стали писать о злоупотреблении тем или иным правом. И здесь в чистом виде злоупотребление правом на бесплатную юридическую помощь. Ему справку дали, и он идет к нам, а потом нередко выясняется, что он ее получил не совсем честным путем.
В целом могу сказать, что юридическая грамотность населения растет. Люди стали более просвещенными, многие довольно неплохо владеют юридической терминологией.
– Вас устраивает та организационная модель бюро, которая сегодня работает в регионе?
– По итогам даже первого года работы в 2006 году мы пришли к однозначному выводу – надо расширяться. И начали писать обращения в министерство юстиции. Речь шла об увеличении штата юристов с 12 до 36. Уже начали предполагать, в каком городе сделать филиал. Естественно, на очереди Братск, Усть-Илимск и Тайшет и поселок Усть-Ордынский. Но проблема заключается не только в увеличении количества государственных юристов. 1 января 2011 года уже будет пять лет, как мы функционируем как экспериментальная организация. Конечно, этот вопрос необходимо решать.
– Не боитесь, что закроют?
– У аппарата и рядовых сотрудников госюрбюро, и не только в Иркутской области, такой страх и переживания за будущее, естественно, есть. Все десять бюро не расширяют, структура и порядок работы остаются в неизменном виде. Но я не переживаю. Дать реализовать конституционную норму – это вопрос социальный. Зачем государству закрывать юридические бюро, если они справляются с поставленными задачами? Другое дело, что с финансовой точки зрения непросто открыть еще 73 госюрбюро по всей стране. Сейчас довольно активно идет работа над проектом ФЗ «О бесплатной юридической помощи в РФ». Пока там говорится о том, что юридические бюро необходимо открыть во всех регионах. Но если сегодня мы исключительно федеральная структура, то потом возможна передача части полномочий на региональный уровень. Кроме этого, предполагается, что бесплатная помощь будет оказываться по статусу гражданина – пенсионер, инвалид, участник войны, а не на основании справки о доходах.
СПРАВКА
В 2008 году специалисты Государственного юридического бюро по Иркутской области составили 515 документов правового характера – исковые заявления, отзывы на исковые, кассационные жалобы, жалобы в Верховный суд и надзорные инстанции. Приняли участие в 236 судебных заседаниях в качестве представителей граждан. Принято 46 решений суда в пользу граждан. В 2009 году составлен 1,041 тыс. документ, проведено 604 судебных заседания.