08.11.2010 13:00
Рубрики
Власть
08.11.2010 13:00

Бюджет познается в сравнении

Хотя минувшая неделя выдалась весьма специфической из-за обилия выходных и праздничных дней, в большинстве регионов Российской Федерации продолжалась работа над бюджетами на очередной год. Даже беглый взгляд на финансовые документы регионов Сибирского федерального округа – то есть заведомо находящиеся с Иркутской областью в сходных климатических и демографических условиях – дал достаточно интересные результаты.

Ближайшие соседи

С востока Иркутская область граничит с двумя республиками – Бурятией и Якутией. Население обоих регионов количественно значительно уступает нашей области – в Якутии проживает чуть менее миллиона человек, в Бурятии – чуть более 1,1 млн. При этом финансовое положение республик отличается весьма резко. Якутия хотя и не имеет развитой энергетики, хорошо зарабатывает на своих природных ресурсах – золоте, алмазах и уране. В результате ее бюджет заявлен с весьма впечатляющими параметрами: доходная часть – 89,2 млрд рублей, расходная часть – 95,722 млрд, дефицит – 6,5 млрд. В бюджете 2010 года доходная часть была меньше – 76,7 млрд, прирост доходов в 12,5 млрд за один год с весьма высокой долей вероятности объясняется ростом цен на золото и прочие ресурсы. Таким образом, валовый региональный продукт на душу населения в Якутии выглядит весьма прилично.

Республика Бурятия будет жить намного скромнее: доходы прогнозируются в размере 25,5 млрд рублей, расходы – 28 млрд, дефицит – 2,5 млрд. Недра Бурятии содержат огромные запасы цветных металлов (молибдена, цинка, свинца и пр.), однако большая часть этих месторождений не разрабатывается – в том числе и по причине экологических ограничений, так что пока основу экономики республики составляет сельское хозяйство, а на долю промышленности приходится всего треть ВРП. Бюджет на 2011 год уже стал поводом для критики правительства и депутатов Народного Хурала: очередная порция льгот и гарантий бывшим госслужащим и отставным депутатам довела пенсию некоторых из них до фантастической суммы в 100 тысяч рублей в месяц. Многие считают, что для скромного бюджета Бурятии такие траты – непозволительная роскошь.

Западный сосед – Красноярский край – превосходит Иркутскую область и по площади, и по численности населения: 2,8 млн человек с тенденцией к росту против наших 2,5 млн. Красноярское краевое правительство включило в проект бюджета на 2011 год прогноз на 2012 и 2013 годы: доходы края составят в следующем году 104,8 млрд рублей, в 2012-м – 110 млрд, в 2013-м – 117 млрд; расходы, соответственно, 122,8 млрд, 125,4 млрд и 122,8 млрд. Главное, чего пытается добиться правительство края при помощи этих показателей, – сокращение дефицита бюджета с нынешних 18 до 5 млрд: требование федерального правительства ликвидировать дефицит регионального бюджета к 2015 году едино для всех.

Огромная по объему пояснительная записка к проекту бюджета (более 360 страниц) содержит огромное количество статистики – в том числе и таблицы с анализом динамики доходов и расходов по статьям. Из этих таблиц, например, становится понятно, что все дополнительные доходы края от увеличения ВРП, роста цен на никель и даже более благоприятного для ориентированных на экспорт предприятий края курса рубля по отношению к доллару будут перераспределены в пользу федерального бюджета. В качестве безвозмездных поступлений край получит 9,3 млрд рублей, что на 19 млрд меньше, чем в 2010 году. Сейчас регион получает 41 млрд от налога на прибыль предприятий и более 25 млрд от налога на доходы физических лиц. В один год Москва резко снижает для территории размер трансфертов и изымает практически всю дополнительную прибыль – и никто там, похоже, не сомневается, что Красноярский край переживет следующий год без потрясений.

Интересно также сравнить объем расходов на здравоохранение, образование и культуру в Красноярском крае и Иркутской области. Соседи тратят на образование более 20 млрд в год, на здравоохранение – 19 млрд, на культуру – более 5 млрд; область – 12 млрд, 20 млрд и 1 млрд соответственно.

 

Соседи дальние

Забайкальский край, схожий по размерам населения и структуре экономики с Республикой Бурятия (разве что добыча сырья для атомной энергетики имеет здесь большее значение), похож на соседнюю республику и параметрами бюджета: доходы в 2011 году составят 29,6 млрд, расходы – 30,9 млрд, дефицит – 1,2 млрд. При этом более трети доходов Забайкальского края – межбюджетные трансферты, превышающие 10,4 млрд; а треть расходов, более 11 млрд, будут направлены на межбюджетные трансферты в адрес муниципальных районов и городских округов. И, судя по прогнозу на 2012 и 2013 годы, никаких прорывов в экономике региона не намечается: расходы и доходы синхронно сократятся на миллиард с небольшим в 2012 году и также синхронно вырастут на 2 млрд в 2013-м.

Кемеровская область, уступающая по площади почти всем остальным регионам СФО, имеет такую же численность населения, как и огромный Красноярский край, – 2,8 млн человек. Поэтому здесь довольно высокая для Сибири плотность населения, более низкие расходы на транспорт, услуги ЖКХ и прочее. Областное правительство подготовило на 2011 год неплохо сбалансированный бюджет: доход – 64 млрд, расходы – 70,6 млрд, дефицит – 6,6 млрд. Правительство политического долгожителя Амана Тулеева вообще мало заботится о сокращении дефицита: вместо постепенного сокращения он вырастет в 2012 году до 6,7 млрд, а в 2013 году – до 6,9 млрд. Зато параллельно произойдет снижение сумм, получаемых Кемеровской областью из федерального бюджета с 7,2 млрд до 4,5 млрд – и это означает, что правительству региона придется постепенно изменять свою региональную политику. Первым таким шагом станет введение моратория на льготы по уплате налогов и сборов в областной бюджет, вторым – передача муниципалитетам полномочий региона, перечисленных аж в двенадцати законах области. Пока на три года – а там как получится.

Доходы бюджета Омской области (население – чуть более 2 млн человек) составят 41,4 млрд рублей, расходы – 42,1 млрд. Политика губернатора Леонида Полежаева очень напоминает подходы, исповедуемые правительством Иркутской области: увеличивать заработную плату бюджетникам, сохранять расходы на социальные программы; сокращать дефицит бюджета, размеры государственного долга и численность чиновников; завершить строительство школ, больниц и увеличить темпы дорожного строительства.

Задачи по строительству становятся первоочердными и для Новосибирской области – за три года в регионе должны быть введены двенадцать объектов системы здравоохранения и почти полсотни объектов сферы образования, культуры и спорта. Для решения этих задач область располагает доходной частью в размере 73 млрд рублей и расходной на 76,9 млрд. Декларации правительства о приоритетах деятельности выглядят довольно противоречиво: с одной стороны звучат заявления о поддержке инновационной деятельности, с другой же – самое большое увеличение расходов, на 14%, приходится на долю аграрного сектора.

Но самые большие и неприятные перемены прогнозируются в бюджете Тюменской области. Доходы в 2011 году составят 101,6 млрд рублей, расходы – 107 млрд. Всего через год, в 2012 году, баланс доходов и расходов составит 91,5 млрд против 91 млрд; в 2013-м доходы упадут до 82,8 млрд, расходы составят те же 91 млрд. Судя по тому, как выглядели бюджеты 2010 (доходная часть – 86,8 млрд, расходная – 95 млрд) и 2009 годов (доходы – 80 млрд, расходы – 114 млрд), областное правительство вынуждено балансировать на очень тонкой грани и менять планы едва ли не каждый месяц: бюджет области с населением 3,4 млн человек очень сильно зависит от цен на нефть и налоговой политики федерального правительства – ежегодно с 2011 года область будет получать на 25% меньше от налога на добычу полезных ископаемых, поскольку именно этот налог правительство страны решило передать на федеральный уровень и перераспределять самостоятельно.

На общем фоне бюджет Иркутской области, в котором дефицит сокращен всего до 250 млн рублей, выглядит как один из самых здравых и продуманных: расходы, почти равные доходам, немного превысят 60 млрд рублей – результат, как можно понять из нашего обзора, не самый большой, но на хорошем уровне, превышающем результаты многих регионов. Систематическая работа по снижению государственного долга позволила менее чем за год сократить его размеры с 14 до 8 млрд – что тоже позитивно выделяет область на общем фоне СФО.