Создание ЕДДС в Приангарье завершится в 2012 году
С 1 января 2000 года в России начали работу единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС). Их цель – повысить готовность местных органов власти и муниципальных служб к совместному реагированию в случае угрозы или возникновения ЧС.
По закону такие службы должны быть созданы в каждом муниципальном образовании. Однако на деле, даже спустя десять лет, это произошло не везде. Несмотря на то, что Иркутская область считается одной из лучших в Сибири по количеству и качеству работы ЕДДС, проблемы здесь все равно остаются. На карте Приангарья до сих пор есть территории, не покрытые сетью единых дежурно-диспетчерских служб. Таких районов в Приангарье три, говорит начальник Центра управления в кризисных ситуациях МЧС России по Иркутской области Евгений Рязанов.
– Пока до конца не решен вопрос о создании органа повседневного управления в Шелеховском, Бодайбинском и Черемховском районах. Основная причина, по которой руководители муниципалитетов не находят возможности создавать ЕДДС, – отсутствие финансовых средств при высокодотационном бюджете. Органы прокуратуры этих муниципальных образований были проинформированы нами о складывающейся ситуации, – говорит он.
Мэр Бодайбинского района Евгений Юмашев считает, что для бюджета муниципалитета сумма на содержание службы неподъемна. Примерно 2 млн рублей – таков, по его расчетам, размер «стартового капитала» для того, чтобы ЕДДС заработала и на его территории. В сумму включено все: от расходов на аренду помещений до обучения специалистов и выплаты им заработной платы. Тем не менее руководитель не оставляет попыток найти приемлемое решение для того, чтобы исполнить закон.
– К сожалению, в законе обязанности прописаны, а вот где взять финансовые средства, не сказано. У нас не хватает денег даже на стопроцентную выплату заработной платы бюджетникам, а тут – дополнительные расходы. Недавно мы обратились к муниципальному предприятию «Водоканал» с просьбой помочь нам в решении этой проблемы. Теперь ждем решения и надеемся, что его руководство пойдет нам навстречу. Если этого не произойдет, создание ЕДДС в районе снова отодвинется на неопределенный срок.
Однако, как показывает практика, дежурная служба может обойтись для местного бюджета в меньшую сумму. Один из примеров – Мамско-Чуйский район. Там новая структура появится уже в ноябре текущего года. Как отмечает врио мэра Мамско-Чуйского района Александр Богун, на ее создание им понадобилось около 120 тыс. рублей.
– Нам пришлось сократить четыре единицы в составе администрации, освободившиеся средства перешли на заработную плату диспетчеров вновь создаваемой структуры. Их рабочее место располагается в здании администрации, поэтому дополнительных расходов в связи с приобретением или арендой помещения мы не понесли. Своими силами сделали в нем ремонт, специалистов обучили бесплатно на базе пожарной части. Получается, что деньги понадобятся только для выплаты заработной платы, а это примерно и есть 120 тыс. рублей в год.
Нашли выход и руководители многих других муниципальных районов области. Поэтому в них ЕДДС начнет функционировать еще до конца 2010 года. Это Жигаловский, Братский, Усть-Удинский, Ольхонский, Качугский, Катангский и Куйтунский районы. Сейчас там ведется работа по подготовке помещений, изменению штатного расписания аппарата администрации и подготовке необходимых правовых актов.
Кстати, в Ангарске диспетчерская служба появилась в 1992 году. Тогда она называлась оперативно-диспетчерской службой, но выполняла те же функции, что и ЕДДС: организовывала взаимодействие при ЧС, координировала силы и средства, привлекаемые для ее ликвидации. С реформированием законодательства в 2000 году, изменив свое название, служба продолжила выполнять прежние задачи и на сегодняшний день, по словам ее руководителей, является важным звеном в обеспечении безопасности жизнедеятельности населения.
– Преимущества наличия такой службы очевидны: сбор и анализ оперативной информации – все находится в одних руках, – отмечает заместитель директора МБУ «Служба Ангарского муниципального образования по ГО и ЧС» Сергей Ступин. – Ежедневно в десять утра на пульт оперативного дежурного ЕДДС приходят данные об обстановке по всем потенциально опасным предприятиям. Их в Ангарске и районе – 21. Кроме того, данные нам предоставляют службы ЖКХ, электроснабжения, теплоснабжения социально значимых объектов. У нас эти данные обобщаются, анализируются и ежедневно направляются мэру города.
Как один из последних примеров оперативного реагирования на угрозу возникновения ЧС Сергей Ступин вспоминает майское происшествие, связанное с несанкционированной врезкой в нефтепровод АНХК. Тогда произошла утечка около 40 литров нефти. Для ликвидации последствий были немедленно подняты все городские силы и средства: спасатели, пожарные, сотрудники Роспотребнадзора, оперативные группы силовых структур. Их скоординированные действия позволили минимизировать вред от попавших в землю нефтепродуктов.
За десять месяцев 2010 года в Приангарье возникло десять чрезвычайных ситуаций, предотвращено еще 68 ЧС в области. Как отмечает начальник Центра управления в кризисных ситуациях МЧС России по Иркутской области, такие показатели по предотвращению чрезвычайных происшествий в нашем регионе – результат качественной работы оперативных дежурных ЕДДС.
– В Иркутской области не должно не быть Единых дежурно-диспетчерских служб, так как в регионе присутствуют практически все виды природных и техногенных рисков, – продолжает Евгений Рязанов. – Руководители муниципальных органов власти обязаны помнить, что одна из первоочередных задач, стоящих перед ними, это обеспечение безопасности людей.
СПРАВКА
Введение системы ЕДДС проводится в рамках распространения на территории России единого номера службы спасения – 112, необходимого для удобного вызова экстренных оперативных служб. Единые дежурно-диспетчерские службы станут основой для его работы. Согласно «Концепции создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований», одобренной правительством РФ в 2008 году, внедрение номера должно завершиться в 2012 году. Это значит, что и создание единых дежурно-диспетчерских служб во всех регионах, в том числе и в Иркутской области, необходимо закончить к этому сроку.