Владимир Трубников: Надо рассчитывать на возрождение промышленного потенциала
В силу географического положения и исторических традиций город Зима сегодня – перспективный промышленный центр Иркутской области. Так считает мэр города Владимир Трубников. Газета «Областная» поинтересовалась, на чем основаны эти убеждения.
– Владимир Вячеславович, месяц назад вы приступили к исполнению своих новых обязанностей в должности мэра города. С чего вы начинаете свою работу? Как вы думаете, на что вам следует обратить внимание в первую очередь?
– Начну с того, что лично для меня октябрьская избирательная кампания не была простой. На пост мэра города претендовали шесть кандидатов. И только в Зиме среди всех территорий региона были представлены кандидаты сразу от четырех партий. То доверие, которое жители города оказали партии «Единая Россия», необходимо оправдывать, поэтому свою работу я начинаю с наказов избирателей. Сейчас моя задача заключается в том, чтобы определить приоритеты. Все наказы, которые поступали во время предвыборной кампании, я условно разделяю на две группы. В первой – вопросы, решение которых под силу городской администрации. Это благоустройство территории – очистка от мусора, состояние дорожного хозяйства, тротуаров, осушение и так далее. Ко второй группе я отношу те задачи, которые только силами администрации города решить невозможно. Они касаются строительства детских садов, плавательного бассейна, проект которого на сегодняшний день уже готов. Это вопрос реконструкции стадиона «Локомотив». И в этом я рассчитываю на поддержку со стороны правительства Иркутской области. Мы будем стремиться к тому, чтобы войти в соответствующие федеральные и областные программы.
Очень часто на встречах люди задавали мне вопросы, связанные с освещением и осушением улиц: в последние годы город очень серьезно заболачивается. Этому способствует подъем грунтовых вод. Такая проблема, кстати, существует не только у нас, но и на большой части территории Иркутской области – от Черемхова до Тулуна. В Зиме сейчас заболочена западная часть – в нее входит частный сектор и небольшой современный микрорайон. Когда-то в городе работала служба, которая занималась ирригационными системами – водопропускными канавами, кюветами, трубами. Кстати, проблема заболачивания возникла давно – еще лет десять назад. По возможности все эти годы город решал ее, но не в тех масштабах, которые необходимы.
– А какие городские проблемы сами жители Зимы считают первоочередными?
– Конечно, вопросы благоустройства. Сейчас город производит не совсем приятное эстетическое впечатление. Например, в частном секторе схема генеральной очистки налажена очень плохо. Мы должны решить элементарный вопрос о том, чтобы мусороуборочные машины в этой части города ходили по расписанию.
– Продолжая тему свалок и мусора в Зиме, расскажите, как вы собираетесь бороться со стихийным полигоном на окраине города, где сжигаются отходы деревообработки. Будете ли вы проводить какие-то переговоры с местными лесопереработчиками?
– Ситуация, которая складывается на территории города с промышленными отходами, не менее проблематична, чем ситуация с вывозом бытового мусора. Сегодня лесопромышленники не заинтересованы в том, чтобы перерабатывать отходы производства. Таких предприятий у нас насчитывается порядка десяти. Кроме этого, имеется немало мелких предприятий, которые «распускают» лес на пилораме. Получаются парадоксальные вещи: с одной стороны, мы начали переработку древесины и перестали гнать круглый лес за границу. С другой стороны, мы получили проблему – отходы производства скапливаются на территории города и в окрестностях. Раньше, когда в Зиме работал гидролизный завод, такой проблемы не было. Он использовал отходы деревообработки для производства спирта.
– А как все-таки можно, на ваш взгляд, избавиться от этих полигонов?
– Во-первых, ко мне уже обращались предприниматели из Иркутска, которые готовы покупать эти материалы для дальнейшей переработки на щепу. Во-вторых, я убежден в том, что нам необходимо более тесное взаимодействие с правоохранительными и надзорными органами. Приведу пример из практики предыдущего мэра города. Он уже обращался в соответствующие надзорные структуры с просьбой привлечь к ответственности тех, кто создает несанкционированные свалки и поджигает их. Прошел буквально месяц, и городская администрация получила ответ, что лица эти не установлены, а самой администрации предписывается принять меры по уборке территории. Получается странная ситуация: тот, кто бьет тревогу, оказывается еще и крайним. Конечно, легче привлечь к ответственности мэра, вместо того чтобы жестче действовать по отношению к нарушителям. Я считаю, что смысл существования надзорных органов заключается не в формальной работе по переписыванию бумажек, а в том, чтобы находить тех, кто загрязняет город, и привлекать их к ответственности.
– Получается, что у лесопереработчиков нет заинтересованности в том, чтобы отходы деревопиления вывозились централизованно для дальнейшей переработки?
– Фактически безнаказанно они сжигают древесные отходы, которые можно еще перерабатывать, в черте города на протяжении нескольких лет. Для того чтобы производить щепу, необходимо дополнительное производство, нужен специальный корочный барабан, через который пропускается древесина. Иными словами, в технологической цепочке должно появиться дополнительное звено. А наши переработчики в нем не заинтересованы. Им оно экономически невыгодно. Поэтому они выбрасывают отходы где-нибудь неподалеку от предприятия.
– Каким должен быть, на ваш взгляд, выход из этой ситуации?
– Выход – в ужесточении наказания. Только более жесткие меры по отношению к нарушителям могут привести к сокращению объемов древесного мусора. Сегодня наши лесопереработчики заключают договоры на вывоз мусора с физическими лицами и, по сути, снимают с себя всю ответственность. В этом случае по закону самого переработчика никак нельзя привлечь к ответственности. А штрафы в отношении физических лиц слишком лояльны, они составляют порядка 500 рублей. До тех пор, пока штрафы будут минимальными, интерес уходить таким образом от ответственности будет сохраняться. Как только штрафы для физических лиц будут приравнены к штрафам для юридических – от 50 до 70 тысяч рублей, думаю, все изменится. Именно это изменение может подтолкнуть к переработке отходов лесопиления. А пока выгоднее выбрасывать. Кстати, в западных странах законодательство таково, что лесоперерабатывающему предприятию экономически выгоднее вообще не работать, чем работать с нарушениями экологического режима. У нас же ситуация обратная. Можно незаконно пилить лес, мусорить где попало, загрязнять окружающую среду, нарушать санитарные правила и правила пожарной безопасности и при этом нести минимальную ответственность.
– Почему отходы лесопереработки на полигонах все время горят? Кто их поджигает?
– Сами переработчики этим и занимаются. С помощью огня они уничтожают то, что уже накопилось. Ведь потребность вывозить мусор у них остается. Вот таким образом они решают свои проблемы. Еще раз подчеркну, что контролирующие структуры не демонстрируют активности в том, чтобы заниматься этой проблемой. Они предпочитают наказывать глав администраций, но не искать нарушителей. Это абсурд.
– Какие еще проблемы беспокоят жителей Зимы?
– Во время всех встреч, которые я проводил в период предвыборной кампании, люди говорили о состоянии дорог. Проблема эта особенно обострилась после 2001 года, когда был ликвидирован дорожный фонд и финансирование ремонта местных дорог должно было производиться за счет средств местного бюджета. Понятно, что при существующих приоритетах – заработная плата, медикаменты, питание и т.д. – на дороги в этой схеме денег практически не оставалось. Оставались лишь копейки на латание дыр. За девять лет ситуация в дорожном хозяйстве достигла того, что многие дороги просто перестали существовать. Я вижу существенный прогресс в восстановлении федерального, а затем и регионального дорожных фондов. Думаю, что такие целевые фонды должны существовать и на местном уровне.
– Владимир Вячеславович, есть ли в городе предприятия, с которыми можно заключать договоры о социальном партнерстве?
– Предприятия, которые могут нести социальную нагрузку, в городе есть. Вопрос очень часто упирается в их желание, а не в возможности. Конечно, к той схеме, которая была раньше, когда крупные предприятия содержали детские сады, учреждения соцкультбыта и работали в подшефных школах, мы уже не вернемся. Но шаги к сближению должны быть обязательно. Все проблемы решать за счет одного только городского бюджета очень сложно.
– А крупный бизнес у вас есть?
– Если говорить о крупном бизнесе, то, наверное, это железная дорога. Однако зиминский железнодорожный транспортный узел сейчас проходит реорганизацию, и большая часть предприятий, которые расположены на этом транспортном узле, уходят в прямое московское подчинение. А как вы знаете, у руководства вертикально интегрированных структур, которое находится в Москве, голова о Зиме особенно не болит.
– Вы вспоминали гидролизный завод. Один из его цехов сейчас законсервирован. Как вы думаете, есть ли какие-то перспективы на возрождение этого предприятия?
– У власти и бизнеса разные задачи. И вряд ли городская администрация может вмешиваться в те процессы, которые происходят в бизнесе. Однако идеи о том, что площадка гидролизного завода может быть использована под биотехнологическое производство, существуют.
– Каковы, на ваш взгляд, перспективы у города Зимы?
– Во-первых, Зима привлекательна тем, что это город с мощным железнодорожным узлом. Кроме этого, на железной дороге сейчас планируется расширение локомотивного депо практически в два раза. Планируется строительство нового здания эксплуатационного депо с бассейном и с актовым залом на 400 человек. Поскольку это базовое предприятие и экономика города во многом держится на нем, то такие перемены вселяют надежду. В Зиме сейчас проживают около 35 тысяч человек. Из них фактически 30% населения так или иначе связаны с железной дорогой. Не так давно Зима была промышленным центром: здесь работали два крупных завода, мощная ТЭЦ. Я уверен, что с учетом развития железной дороги город может рассчитывать на возрождение промышленного потенциала.
Во-вторых, у нас есть источники чистой воды. Это два водозабора – Шелеховский, который обеспечивает нужды жителей города Саянска, и Черемуховый.
Еще одно преимущество – рядом с Зимой находится Ново-Зиминская ТЭЦ, которая загружена чуть более чем на 30%. То есть это возможность выработки большого количества электроэнергии, тепла и пара. Ново-Зиминская ТЭЦ сегодня отапливает половину города. С этой точки зрения город, в котором много промышленных площадок, интересен для бизнеса. Причем многие из этих площадок уже готовы к подключению. Таким образом, у нас существуют перспективы загрузить не только Ново-Зиминскую ТЭЦ, но и ТЭЦ-3, которая на сегодняшний день законсервирована. Еще один плюс в том, что у нас еще остались квалифицированные кадры, которые когда-то работали в промышленности. Поэтому для потенциальных инвесторов Зима – перспективный город.