Владимир Демчиков: «Концертный бизнес похож на игру в казино»
С начала года в Иркутске прошло множество концертов приезжих исполнителей. Повышенный интерес гастролеров к городу, с одной стороны, приятен, но с другой – простому зрителю невероятно сложно как финансово, так и физически охватить все интересные мероприятия. О том, с чем связано такое количество гастролей и как сегодня себя чувствует концертный бизнес в Иркутске, нашему корреспонденту рассказал организатор концертов Владимир Демчиков.
– Если говорить об Иркутске, то по интересам публики мы мало чем отличаемся от всей страны. Всегда с аншлагом у нас проходят концерты Стаса Михайлова и Григория Лепса. Обнадеживающее отличие от других городов – фестиваль «Звезды на Байкале», который в этом году получил неожиданное продолжение: участников фестиваля начинают приглашать для сольных выступлений, и это проходит под брендом «Звезд». Что же касается популярной музыки – на фоне Запада и даже Москвы провинциальная часть России (и Иркутск в том числе) производит впечатление ретро-рынка. Музыкальная мода доходит до нас с существенным опозданием. И привязанность к старым артистам у нас гораздо сильнее, а новые, собирающие в Москве самые большие залы, до Иркутска доберутся еще не скоро.
Что касается ситуации с концертными площадками, которые предлагают зрителям выступления заезжих артистов, то ее Владимир Демчиков прокомментировал следующим образом:
– Сейчас в областном центре есть несколько концертных площадок для разной целевой аудитории. Широкая публика предпочитает «Труд», а молодежь – ночные клубы, где билеты подешевле. Концерты самого высокого уровня проходят в музыкальном театре. Еще одна вновь заработавшая при нашем активном участии концертная площадка – Байкалбизнесцентр. В этом году там прошли концерты Дидюли, Любови Успенской, Михаила Шуфутинского, группы Gregorian. ББЦ – это, скорее, вип-площадка для камерных концертов. Активизировалась филармония, с приходом нового директора Дмитрия Поблинкова эта площадка, наряду с традиционной классической нишей, может занять еще и нишу малоформатных эстрадных и джазовых концертов. Первые шаги в этом направлении уже сделаны, думаю, что в 2011 году филармония станет заметным участником рынка.
В Иркутске давно существовала практика организации двух концертов одного исполнителя. Первым в городе воплотил эту идею Владимир Шагин. Когда он руководил Иркутской областной филармонией, то старался по возможности провести два концерта одного исполнителя: один в концертном зале филармонии, а второй – в актовом зале ИрГТУ.
– Логика здесь простая, если артист приехал в город, почему бы не использовать его возможности по максимуму? Мы так же часто делаем, – продолжает Владимир, – один концерт на большой площадке, а другой, например, в клубе. Иногда получается провести несколько концертов одного исполнителя в городах области: Иркутске, Ангарске, Шелехове, Усолье-Сибирском (рекорд поставила группа «Цветы»: пару лет назад они отыграли в Иркутске и области пять концертов). Если в небольшом городе есть хороший зал и заинтересованная публика, то там вполне можно работать. Единственное ограничение – в маленьких городах сложно представлять «дорогих» гастролеров: организаторы ограничены в сборе средств ценами на билеты и количеством мест в залах.
Характеризуя ситуацию в иркутском концертном бизнесе, Владимир замечает, что в Иркутске вновь «запахло» 90-ми годами: на спектакли вместо заявленных звезд приезжают дублеры – и некоторые зрители идут сдавать билеты; нередко вместо заявленной группы на сцену выходит только часть состава, а кто-то и вовсе не приезжает. В связи с появлением на рынке большого числа новых игроков ситуация с концертами стала почти неконтролируемой. Артиста, которому отказал один иркутский прокатчик, сразу подхватывает другой. Давно уже не было такого количества отмененных, перенесенных и убыточных концертов, как в этом году. Как следствие – зрители перестают покупать билеты, опасаясь подлога, отмены концерта или просто не имея физической возможности охватить все, что предлагается. Создается ситуация, когда концертов все больше, а зрителей на них все меньше…
Владимир Демчиков считает, что количество концертов, которые прошли в Иркутске этой осенью, находится за гранью здравого смысла:
– Оптимальное количество больших концертов в таком городе, как Иркутск, на мой взгляд, один-два в месяц. Вал концертов, в первую очередь, приводит к тому, что всех участников концертного рынка лихорадит, и все стараются взять количеством, хватаются за любую возможность заработать. Конкуренция доходит до абсурда: 22 октября, например, в городе одновременно прошли три концерта на больших площадках. Я бы сказал, что на рынке сегодня работает самоубийственный принцип «умри ты сегодня, а я – завтра». С каждый годом в Иркутске становится все больше людей, занимающихся концертным бизнесом. Кто-то приходит в него ради денег, кто-то из-за амбиций, кого-то привлекает общение со звездами. Многие молодые люди пробуют организовывать концерты, иногда обращаются к нам за советом. Я могу сказать им только одно: трижды подумайте. Сегодня это работа, которая не приносит и сотой доли того удовольствия, на которое рассчитывают новички. Считается, что концертный бизнес – прибыльное дело. На самом же деле это больше похоже на игру в казино. Причем в казино ты в любой момент можешь встать из-за стола и уйти. А если артист посещает город в рамках тура, и уже есть договоренность, и он на маршруте, а билеты не продаются, сложно отменить концерт, и значит, партию необходимо доиграть.
Концертный бизнес сложно регулировать. Если раньше в Иркутске многие вопросы решались организаторами концертов на основе личной договоренности, то сегодня ситуация изменилась:
– По моим подсчетам, сегодня в Иркутске организацией концертов занимаются около десятка прокатчиков. Это не считая активно заходящих на наш рынок иногородних организаторов. Несколько лет назад по инициативе министерства культуры и архивов в Иркутске была попытка создать ассоциацию организаторов концертов. Мы даже пару раз собирались. Но на практике такая ассоциация не смогла влиять на ситуацию, и ее работа в итоге сошла на нет. Теоретически концертный бизнес могли бы регулировать представители площадок. Но для них это лишняя головная боль, – поясняет Владимир.
Как удачный пример регулирования рынка Владимир приводит недавний опыт Красноярска:
– В этом городе есть концертный зал краевой филармонии на 1500 посадочных мест. Сейчас он находится на реконструкции. Раньше все крупные артисты выступали именно там. И руководство краевой филармонии решало, какие концерты проводить. Если, к примеру, пятого числа запланирован крупный концерт, то нет смысла десятого проводить аналогичный. И под это подстраивались все гастролирующие артисты. И это было хорошо для рынка, пусть даже чьи-то интересы бывали задеты. Раньше я любил говорить о том, что Иркутску нужен аналогичный концертный зал. Теперь могу сказать, что вполне хватит и тысячника – посещаемость концертов в последнее время падает, и падает ощутимо. И если бы такой концертный зал был построен и было бы у него разумное руководство, то и проблема регулирования концертной деятельности была бы, возможно, близка к решению. Насколько мне известно, рассматривается возможность строительства концертного зала в едином комплексе с музыкальным театром – это было бы оптимальным решением. Я слышал также, что идея строительства концертного зала заинтересовала и мэра Иркутска. Но все это пока только разговоры…