Смеяться, право, не грешно...
Из всего драматургического наследия Александра Островского одной из самых репертуарных пьес в последнее время стали «Волки и овцы». Они идут в трех театрах Москвы, а в Иркутске комедию представил театр-клуб-студия «Диалог».
Многие пьесы Островского привлекали театры в советский период, но служили наглядным пособием «темного царства», в современной России они также стали актуальными. Во многом потому, что человек в них, как и сейчас, занят накопленикм капитала, а в политике стремится занять лидирующее положение. Режиссер-постановщик пьесы Валентина Просекина в спектакле проводит аналогии эпох, показывает зеркальное отражение XIX века в наших днях.
Легкая кисея занавеса уплывает, мы видим героев XIX века, но в современной одежде.
Госпожа Меропа Давыдовна Мурзавецкая — хозяйка обедневшего имения в исполнении Саны Безменовой озабочена проблемами своей предвыборной кампании в земское собрание и тем, как бы сосватать своего непутевого племянника богатой вдове Купавиной. Она учит Апполона как себя вести, какие слова говорить, какими комплиментами осыпать.
Все действие спектакля сосредоточено вокруг ухаживаний, охах и вздохах, но и речи нет о любви, проявления сколько-нибудь тонких чувств. Важно, кто кого обманет, воспользуется человеческими слабостями. Разве может вечно пьяный провинциал Апполон (актер Павел Овчинников) конкурировать со «столичной штучкой», лощеным франтом Беркутовым в исполнении Сергея Скарченко, приехавшим из Санкт-Петербурга в провинциальный городок только для того, чтобы жениться на Купавиной. А Купавина (актриса Ольга Тугарина) рада тому, чтобы ее обманывали, обволакивали лестными признаниями в любви, обещаниями в вечной верности. Впрочем, брак выгоден обоим, как говорится, деньги идут к деньгам.
Большого искусства обольщения потребовалось бедной родственнице Мурзавецкой — Глафире (актриса Анна Портнягина), решившей во что бы то ни стало выйти замуж за богатого помещика, народного заседателя в суде Лыняева. Виталий Лебедев играет в спектакле порядочного, чуть уставшего и довольно-таки ленивого человека. Его Лыняев любит поговорить о политике, о народных нуждах и человеческой справедливости, но также он любит полежать на диване, слегка вздремнуть. Тут-то и появляется Глафира, быстро раздевается, ложится рядом с мужчиной. Проснулся, а рядом смущенная, «соблазненная» им женщина: делать нечего, надо жениться.
Валентина Просекина строит спектакль в жанре комедии, поэтому допускает в его визуальном построении нелепейшие казусы, которые постоянно происходят с героями. Ужимки и прыжки, одним необходимые в политике, другим – в личной жизни, создают на сцене каскад смешных положений, доходящих в отдельных сценах до буффонады. Но смешными кажутся не только поступки героев, смешны их цели, которые оправдывают средства: общество потребления живет по принципам, которые отличаются беспринципностью, обманом, отторжением искренних чувств. Любовь подменяется в лучшем случае страстью, в худшем — зовом инстинкта, развращенностью, вседозволенностью. Над такими героями хочется смеяться, как над ряженными, становящимися героями ночи перед Рождеством.
В пьесе Островского «Волки и овцы» герои смешны, а в нашей жизни? Не случайно на протяжении всего действия на сцене стоит баннер с надписью: «Голосуй за Миропу, а то проиграешь!». У Глафиры родители после предупредительной телеграммы сбегают жить за границу (они проворовались). Столичные жители подмяли их, подобрали, накопленные ими капиталы.
Закрывается прозрачный занавес, прожектор выхватывает из темноты фигуру человека от театра. Он в шоке: сон это был или действительность, такой явью представившая нашу далекую от совершенства жизнь. Смеяться, право, не грешно…