Центральный парк культуры и отдыха
История Иерусалимской горы
Более чем два века назад Иркутск, естественно, выглядел совсем по-другому. Многие места в центре города, конечно, остались еще с тех времен, но часть преобразилась до неузнаваемости. Наиболее яркий пример этому – небезызвестный Центральный парк культуры и отдыха. Еще недавно это было место детского смеха, шума крупнейших в области аттракционов, зазывающих криков мелких торговцев. Гораздо раньше здесь было тише, чем где-либо в Иркутске.
В 1772 году до нашего города дошел указ, повелевавший выносить захоронения за городскую черту. Было принято решение отвести место под кладбище чуть дальше от Крестовоздвиженской церкви, на Иерусалимской горе. Усопших начали хоронить здесь еще до появления кладбища как такового. Местность не была ни огорожена, ни окопана, как того требовало губернаторское распоряжение. Лишь через 20 лет был высочайше одобрен новый план города Иркутска, где впервые были четко обозначены контуры кладбища.
В 1793 году «градской голова» Михаил Сибиряков докладывал на заседании городской думы о получении им от генерал-губернатора Ивана Пилля «изусного» приказа относительно дальнейшего обустройства кладбища: «Его Высокопревосходительство приказал оное место принять и огородить прочною городьбою…»
Спустя два года на территории нынешнего центрального парка была построена каменная церковь во Имя Входа Господня в Иерусалим. Она и дала название кладбищу.
Место для захоронения усопших расширялось. Со временем Иерусалимское кладбище разделилось на несколько частей – православную, римско-католическую, иудейскую, протестантскую и старообрядческую. В архивах города есть информация о еще одной части – больничной, где хоронили умерших от заразных болезней.
До 1870 года содержание кладбища и управление им было разделено между светской и духовной властями. Участие городского управления в основном ограничивалось отводом земли. Заботы же о благоустройстве, установление порядка захоронений и плата за могилы относились к ведению духовного начальства. К началу 1880-х годов Иерусалимское кладбище пришло в упадок и стало смущать своим запущенным видом горожан и гостей Иркутска.
В 1883 году впервые был поднят вопрос о закрытии кладбища. 4 февраля городской голова Дмитрий Демидов обратился в санитарную комиссию с прошением, где предлагал выяснить, «насколько и по каким именно причинам может быть признано вредным для города в санитарном отношении дальнейшее оставление кладбища в этой местности». Но прошение Демидова было отклонено. Санитарная комиссия аргументировала свое решение следующим образом: «В настоящее время в науке доказана сравнительная безвредность кладбища, и поэтому возбуждать ходатайство о перемещении Иерусалимского кладбища в какое-нибудь другое место не представляется оснований».
В течении более чем сорока лет это место продолжало ветшать. К двадцатым годам прошлого столетия самое старое и самое известное кладбище области стало одновременно и самым запущенным из шести существовавших на тот момент в столице Восточной Сибири. Расположенное в центре города, с разрушенными памятниками, крестами и заборами, в некоторых местах совершенно уничтоженными, оно являло собой удручающее зрелище.
7 апреля 1932 года горсовет принял постановление, по которому Иерусалимское кладбище было предназначено к переоборудованию под парк развлечения и переименовано в Центральный парк культуры и отдыха. Но это место еще в течение двадцати лет все же сохраняло мемориальный статус.
Рядом с каменными воротами поставили памятник героям революции и Гражданской войны. Широкую лестницу построили специально для первомайских демонстраций. В 30-е годы здесь, возле парка, заканчивались митинги. Люди поднимались по лестнице и клали цветы к памятнику.
Со временем заброшенные могилы разорялись мародерами. А восемь лет назад стало известно, что старые надгробные плиты во времена советской власти пускали на строительство фундаментов элитных домов.
Надписи на плитах фундамента дома номер 29 по улице Марата, который был заложен в 1933 году, обнаружили слесари местного домоуправления. Надписи были сделаны на иврите. В некоторых местах еще можно было прочитать имена усопших. «Этот дом построен на камнях с иерусалимского кладбища. Этим песчаником выложен весь периметр дома», – сделал вывод тогда краевед Григорий Красовский. Он обнаружил на стенах следы молотков и зубил. Кто-то старательно сбивал с каменных блоков буквы инициалов и скорбных прощаний.
На всей территории кладбища оставалось только два нетронутых захоронения: писателю Михаилу Загоскину, недалеко от входа в Иерусалимский храм, и декабристу Иосифу Поджио, рядом с местом, где совсем недавно еще работали аттракционы.
В феврале 1957 года на совместном заседании бюро ГК КПСС и исполкома горсовета депутатов трудящихся был утвержден план мероприятий по окончательному переоборудованию бывшего кладбища под парк культуры.
13 июля 1957 года ЦПКиО был открыт для посетителей. От бывшего кладбища уцелели лишь Иерусалимский храм и несколько полуразрушенных могил.
Несколько поколений иркутян, жителей области, множество туристов отдыхали здесь в кафе, катались на колесе обозрения, водили сюда своих детей. Здесь рассказывали друг другу страшные истории.
Спустя почти 50 лет уже давно ставший моральным вопрос о праве существования парка развлечений на Иерусалимской горе, наконец, закрыт. 11 ноября прошлого года на совещании администрации Иркутска при участии членов городского межконфессионального совета было принято решение о превращении ЦПКиО в мемориальный комплекс. В городском бюджете на эти цели выделили десятки миллионов рублей. К юбилею города планируется создать тихий зеленый парк с красивыми дорожками для спокойных прогулок, резными скамейками и декоративными кустами.