26.11.2010 13:00
Рубрики
Территории
Теги
26.11.2010 13:00

Настоящий Майор

Тулунский фермер перестраивает деревню на новый лад

Фермер из Тулунского района Иван Майор кормит целые села, поднимает из руин деревеньки, оставшиеся после дележки колхозов. В Тулунском районе он стал первым, кто попытался перестроить деревню на новый, хозяйственный лад. Майор возделывает землю, несмотря на трудности, строит животноводческие фермы, разводит новые породы животных и строит в своем селе каменный православный храм.

От минитрактора до посевного комплекса

С асфальта Братского тракта при въезде в село Гуран открывается вид на новую улицу из семи построенных деревянных домов. Дома, срубленные из бруса, еще не обжиты, но совсем скоро здесь справят новоселье. Улица уже получила название Придорожной, а новые дома построены для механизаторов, доярок и скотников, работающих в фермерском хозяйстве Ивана Майора.

– Будем строить еще 12 домов, – рассказывает фермер. – Людей надо переселять из старого жилья. В хозяйстве достаточно поработать год, и работник получает дом в аренду. Если семь лет он будет хорошо трудиться, дом ему достанется бесплатно. В хозяйстве Майора работает своя строительная бригада. Несколько лет назад в соседней деревне Целинный фермер сдал под ключ детский дом.

Иван Васильевич одним из первых начал заниматься фермерством в Приангарье. После развала совхоза «Знамя Ленина» он не только навел порядок в своем селе, но дал работу и возможность зарабатывать десяткам селян из близлежащих деревень. Его хозяйство когда-то начиналось с минитрактора и одного бросового гектара пашни, расположенного в таежной глухомани. Мало кто верил, что у Майора что-то получится. Выходец из далекого Закарпатья, с его дефицитом пахотных земель, фермер был уверен – при таком богатстве земли в районе она будет кормить – нужно только приложить руки. На своем первом гектаре он вырастил картошку и сумел продать. Потом стал брать в аренду землю, удивлял даже стариков, видевших всякое.

Иван Майор очень любит тулунскую землю и работает здесь вовсе не для личного обогащения. В начале своей земледельческой карьеры, по признанию самого фермера, он просто «зарывал деньги в землю». «Здесь нельзя быть богатым», – не раз в сердцах говорил он своим землякам. Но продолжал работать и надеяться.

Хозяйство постепенно развивалось, фермер делал упор на переработку продукции, хоть хорошие времена для крестьянства так и не наступили. Диспаритет цен последних лет грозил разорением даже самым крепким хозяйствам.

– Зерно в прошлом году сдал по три рубля за килограмм, дешевле дешевого, – вспоминает Иван Майор. Лишь в этом году ситуация немного изменилась, и выращенное зерно ушло за хорошую цену. Остальное перерабатывается на мельнице, есть своя хлебопекарня производительностью 1,5 тысячи булок хлеба в сутки.

Сегодня у Майора в обработке свыше двух тысяч гектаров земли, 450 голов крупного рогатого скота (КРС), 150 баранов, 70 коней, 500 свиней. Дойное стадо насчитывает 70 голов, работает молочный цех, где делают сливки и творог.

Хозяйство выращивает овощи, держит пасеку и кормит хлебом несколько деревень. Недавно «по случаю» приобрели мясоперерабатывающий цех, но к монтажу так и не приступили, рассудив подождать до лучших времен, когда будет больше сырья. Здесь восстановили один из корпусов заброшенной свинофермы, разбили его на три отделения. В Гуране создается племенная ферма-репродуктор, где разводят КРС породы герифорд (сто таких коров фермер недавно привез из Красноярска, они адаптировались в местных условиях и прекрасно себя чувствуют). Под их содержание строится новая ферма, а вообще животные в содержании неприхотливы и непривередливы. Вес одной коровы-герифорд при правильном кормлении может составить 700 кг, а ее мраморное мясо считается редким деликатесом.

В ангаре фермерского хозяйства стоит с десяток комбайнов. Большинство из них фермер приобрел по лизингу, часть денег ему выплатил областной бюджет. В будущем Майор планирует купить посевной комплекс.

Растениеводство в Гуране развивают одновременно с увеличением количества скота. Здесь изучают новые сорта многолетних трав и кроме привычных клевера, донника и люцерны сеют козлятник и другие, непривычные для этих земель травы. Есть даже задумка выращивать масличные культуры, ведь раньше сибиряки сами себя обеспечивали растительным маслом.

– Почему бы не попытаться возродить и эту отрасль? – сам себя спрашивает фермер. Но это дело не одного года.

 

Чтобы деревня стала богатой

Сказать, что сельское хозяйство – главное направление работы Майора, будет неправильно. Сегодня фермер строит в Тулуне колхозный рынок на три тысячи мест, чтобы селяне могли свозить с окрестных деревень свою продукцию и торговать ею.

В крестьянско-фермерском хозяйстве открыли цех по розливу минеральной воды – в районе оборудована скважина.

В Гуране с 2006 года строится церковь, рассчитанная на сто прихожан. Все затраты от оформления проектной документации до закупа стройматериалов и оплаты рабочим Иван Майор взял на себя. Для нового храма уже заказаны колокола. В строительстве нового храма посильную помощь оказывают прихожане и районная администрация.

Еще в хозяйстве есть несколько прудов, оставшиеся после вскрышных работ местного угольного разреза. В них в местные гуранские умельцы разводят форель, щуку, пелядь и карасей.

На селе фермера величают по имени-отчеству и очень уважают за справедливый характер. Он по возможности помогает селянам, их семьям, окрестным школам. Все, что сегодня делает Иван Васильевич, по его призванию, служит одной идее – перестроить деревню на новый лад, научить людей любить землю и хозяйствовать на ней.

– Деревня не только кормилица, она – основа уклада жизни, хранительница традиций, – говорит фермер. – Без нее мы – лишь рабочая сила, потребители… Деревня – это целое государство в государстве. У нее есть свои законы жизни, основанные на своих обычаях и морали. Она долго и упрямо держалась за них.

Экономическое положение деревни Иван Майор напрямую связывает с ее моралью. У нищего и мораль нищая. Поэтому фермер делает все, чтобы деревня стала богатой, и не хочет терять надежду на ее возрождение.