Татьяна Семейкина: Дети должны жить в семьях
По данным ЮНЕСКО, в России сегодня не ходят в школу 2,3 млн детей и подростков. Большинство из них остались без попечения родителей и попали в дома и интернаты.
В стране растет число родителей-алкоголиков и наркоманов, родителей, истязающих своих детей, отцов и матерей, лишенных родительских прав. В 2006 году в России насчитывалось 100 тыс. детей – социальных сирот, в 2008 году – уже 120 тыс. О том, как можно помочь таким детям, рассказывает председатель комитета по здравоохранению и социальной защите Законодательного Собрания Иркутской области Татьяна Семейкина.
– По статистике, численность детского населения в Иркутской области на 1 января 2010 года составляла почти 578 тысяч, из них около 24 тысяч – это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Более 17 тыс. несовершеннолетних живут в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации. За шесть месяцев текущего года в Приангарье 889 человек лишены родительских прав. Так мы рискуем встретить следующее десятилетие с поколением, весомая часть которого поражена социальными болезнями.
– Как можно бороться с этим явлением?
– В 2008 году по инициативе Владимира Путина был создан Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В 2009 году Иркутский областной учебно-методический центр по переподготовке и повышению квалификации министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области выиграл грант фонда по теме «Обучение специалистов инновационным технологиям в работе с семьей и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации». Цель программы – обучить специалистов, работающих с семьей в сельских муниципальных образованиях, новым эффективным технологиям по профилактике семейного неблагополучия. Новизна технологий состоит в том, что не семья должна идти в государственные органы, а социальные работники – в семью. Сейчас подготовкой таких профессионалов и занимается областной учебно-методический центр.
– Где в Иркутской области реализуется этот проект?
– В трех районах: Балаганском (мэр Надежда Жукова), Заларинском (мэр Владимир Самойлович) и Усть-Удинском (мэр Владимир Денисов). У руководителей именно этих районов есть политическая воля и понимание того, что перекошенную судьбой семью надо исцелять, а не созерцать безучастно, как она распадается, и на жертв этого распада – несчастных детей. Сегодня в этих районах созданы участковые мобильные социальные службы (УМСС), в которых работают обученные в центре специалисты. Они знают ситуацию в каждой сельской семье, и первое, с чего начинается их работа, – это подворовой обход. Сотрудники УМСС беседуют с будущими матерями и их мужьями, активно работают с неблагополучными семьями. Чувствуя психологический, моральный, материальный кризис родителей, работники социальных служб обращаются за помощью к их родственникам или близким людям. Кроме того, кодируют от пьянства, обеспечивают вещами, оказывают конкретную поддержку в хозяйственно-бытовой жизни, вплоть до вспашки огорода, приобретения стройматериалов. Делается все возможное, чтобы удержать семью в нормальном состоянии или помочь восстановить ее, не доводя до лишения родительских прав. Созданные на местах участковые мобильные социальные службы – это своеобразная «скорая помощь», в которую входят социальный работник, врач, юрист, психолог, педагог.
– Такая деятельность результативна?
– За полтора года работы по проекту есть позитивные результаты. К примеру, в Заларинском районе по итогам реализации пилотного проекта сохранены 32 распадавшиеся семьи, 21 ребенок возвращен из реабилитационного центра в родной дом, в трех семьях предотвращено жестокое обращение в отношении восьми детей, 38 несовершеннолетних вернулись на учебу в школы и ПТУ. Только за последние три месяца предотвращено три отказа от детей, устроены на работу семь человек, в пяти семьях повысился жизненный уровень.
– Пока пилотный проект реализуется всего в трех муниципальных образованиях Иркутской области. А что дальше?
– Уже реализуется второй проект в рамках еще одного гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В нем наряду со специалистами проблемы помогают решать добровольцы: студенты-волонтеры, предприниматели, общественные организации, муниципальные образования. Однако гранты имеют способность быстро заканчиваться. Тот опыт, что уже наработан в рамках проекта, необходимо распространять: развернуть в каждом муниципальном образовании кропотливую, глубокую, вдумчивую работу с семьей. В Иркутской области 365 сельских поселений, 1489 сельских населенных пунктов, руководители которых должны не только знать о социальном самочувствии каждой семьи, но и заниматься решением вопросов преодоления жизненных трудностей. Главным субъектом социальной поддержки сельских семей должны стать органы государственной власти и местного самоуправления всех уровней. Кроме того, Приангарью крайне необходима целевая программа по профилактике семейного неблагополучия с привлечением средств из федерального бюджета. Для кардинального решения проблем семьи и детства в области необходимо развернуть функционирование центров помощи семье и детям, семейно-воспитательных групп, участковых мобильных социальных служб – все это взамен существующих социальных учреждений. Это даст и экономическую эффективность, и сократит масштабы социального сиротства.