26.11.2010 13:00
Рубрики
Территории
Теги
26.11.2010 13:00

Тофалария: иждивенец или экономический партнер?

В минувшую среду на заседании комиссии по контрольной деятельности Законодательного Собрания, возглавляемой Тимуром Сагдеевым, в центре внимания оказалась Тофалария. «Экскурсоводом» по этому маленькому, затерянному в глуши Западного Саяна островку жизни стала аудитор областной Контрольно-счетной палаты Юлия Махтина.

Сегодня на этом «островке» проживают 1646 жителей, из которых коренное население – тофалары – составляет примерно 700 человек. Из-за отдаленности львиная доля дотаций, выделяемых из областного бюджета, уходит на оплату услуг авиации и автотранспорта, доставляющего грузы по зимнику. Но и этих денег хватает лишь на то, чтобы раз в 12 дней вертолет летал из Нижнеудинска до Алыгджера.

Говорить о каком-то экономическом развитии Тофаларии, по мнению аудитора, не приходится. Если в доперестроечные времена общественное оленье стадо достигало 4 тыс. голов, то сейчас оно едва насчитывает 500. И вряд ли сможет увеличиться при нынешней финансовой помощи, на которую лишь в 2006 году было закуплено пять племенных оленей.  

Поскольку в здешних местах именно олень (между прочим, самый крупный в мире) служит основным транспортным средством сообщения, то резкое сокращение его поголовья ударило по охотничьему промыслу. Дальние участки – из-за невозможности до них добраться – практически брошены, и вся нагрузка легла на ближние угодья.

До сих пор не решен вопрос об оформлении в областную собственность и передаче муниципальному образованию оленеводческой базы в поселке Алыгджер. База, построенная в 2007 году и стоившая областному бюджету 13 млн рублей, все эти годы не эксплуатируется, постепенно приходя в упадок.

Известно, что основу жизненного уклада тофаларов составляет охота. Ею занимаются около 300 человек, для трети из которых охотничий промысел является основным видом деятельности. Соболь, белка, горностай, струя кабарги – это далеко не полный перечень лесных трофеев. Если раньше добытая пушнина поступала в государственные приемные пункты, то сегодня она вся попадает в руки нелегальных скупщиков, которые в результате сговора держат на нее низкие цены.

Вырваться из цепких лап скупщиков, по мнению аудитора, могла бы организация факторийной торговли, производящей равноценный обмен продуктов и охотничьих припасов на шкурки пушных зверей. Именно по этому пути идет сегодня Красноярский край, и его опыт может быть заимствован. К тому же необходимо оказать помощь охотничьему сообществу в приобретении лицензий и доставке припасов к отдаленным охотничьим угодьям.

Как отметила Юлия Махтина, во многом причина слабости экономического развития Тофаларии кроется в отсутствии единого уполномоченного органа. Сегодня забота о тофаларах отдана двум министерствам (соцразвития и жилищной политики) и администрации Нижнеудинского района. Их цель – обеспечить жизнедеятельность территории, то есть снабдить продуктами, ГСМ, авиаперевозками, социальными пособиями… Однако они не уполномочены на составление и претворение в жизнь какой-то внятной экономической программы.

Закрепление соответствующих полномочий и финансовых ресурсов за разными министерствами приводит к отсутствию целостного взгляда на проблему и систему необходимых мероприятий, не позволяет оперативно сконцентрировать финансовые ресурсы на приоритетных направлениях развития, радикально решить вопросы улучшения жизнедеятельности коренных малочисленных народов.

Одним из «плодов» такого разногласия стало то, что в течение последних трех лет область не получила ни копейки федеральных средств на социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов. А тому же, например Красноярскому краю только в прошлом году на эти цели было выделено 37,5 млн рублей.

Члены комиссии согласились с выводами КСП и посчитали необходимым, чтобы правительство разработало комплекс мер, направленных на социально-экономическое развитие малочисленных народов, проживающих на территории области, а также рассмотрело вопрос об определении единого уполномоченного органа, способного взять в свои руки решение как социальных, так и экономических проблем тофаларов и эвенков.