Александр Архангельский: Если модернизируем ЖКХ, в городе будет комфортно и удобно жить
Нижнеудинск входит в список исторических городов России, недавно ему исполнилось 362 года. О том, как сейчас живет город, «Областной» рассказал его глава Александр Архангельский.
Город Нижнеудинск имеет давнюю историю. Как свидетельствуют «Очерки о Нижнеудинске» историка Нины Протасовой, 14 октября 1648 года под руководством атамана Алексея Тюменцева по просьбе главы удинских бурят Ойланко красноярскими казаками было заложено зимовье «Покровский городок» на правом берегу реки Уды. В остроге присягали русскому царю тунгусские, бурятские и карагасские роды. Находившиеся на службе в остроге казаки собирали с новых подданных ясак в государеву казну, разрешали межплеменные конфликты и развивали местную торговлю.
Позже Покровский городок был переименован в Удинский острожек, в 1664 году получил статус острога, а в 1763 году – статус уездного города. Оживление в его жизни наступает с постройкой тракта, в который начали преобразовывать старую сибирскую дорогу после указов 1731 и 1733 годов. Толчок в развитии города происходит в конце XIX века, когда мимо него прошла Транссибирская железнодорожная магистраль. 1 февраля 1963 года Нижнеудинск отнесен к категории городов областного подчинения.
Народ уезжает
– Недавняя перепись показала, что, по сравнению с 2002 годом, население города сократилось на 11%. Люди по разным причинам уезжают в Иркутск, Красноярск, другие города России. Ежегодная убыль – около 500 человек. Для нас это много, – говорит Александр Архангельский. – Вместе с тем у нас, по сравнению с прошлым годом, снизился уровень безработицы, сейчас он составляет 1,93%. В прошлом году этот показатель составлял более 2,5%.
– Александр Борисович, где в основном работают горожане?
– Основной работодатель – железная дорога. В городе работает 13 предприятий РЖД, там трудится более четырех тысяч человек, самые крупные – локомотивное и вагонное депо. Хорошо развита и деревообрабатывающая промышленность. На нашей территории есть нефтеперекачивающий терминал, в сфере малого бизнеса увеличивается количество рабочих мест, бизнес охотно приходит в город. У Нижнеудинска есть существенные конкурентные преимущества перед другими населенными пунктами: близость транспортных магистралей, наличие трудовых резервов, множество пустующих производственных помещений. Словом, завози оборудование и работай. Помимо торговли, сферы услуг и общепита, налаживается производство стройматериалов из пенобетона, производство пластиковых окон. Тем, кто в городе активно строится, удобно покупать стройматериалы на месте, а не выезжать в Иркутск или Красноярск.
Проблема города, как и у большинства городов России, – низкая обеспеченность бюджета. Я – член Ассоциации городов Сибири и Дальнего Востока, мы с коллегами встречаемся и обсуждаем эту проблему. Обращаемся в правительство РФ и Госдуму с тем, чтобы пересмотрели подход по бюджетному финансированию. У нас ежегодный доход – 100 миллионов рублей, население – 36 тысяч человек, более 400 километров дорог. После выплаты зарплаты бюджетникам и решения первоочередных вопросов денежных средств на все остальное остается крайне мало.
Основные задачи нам помогают решать программы, разработанные на региональном и муниципальном уровне. Сейчас у нас начала работать программа модернизации ЖКХ, надеемся, что в 2011 году она будет действовать на полную мощь.
Двух теплоисточников будет достаточно
– Обозначьте основные коммунальные проблемы в городе.
– Во второй половине прошлого века в Нижнеудинске шло интенсивное жилищное строительство. Было много различных предприятий и организаций, которым городская власть выделяла участки для строительства многоквартирных домов своим работникам. На этих участках предприятие строило для себя два-три дома и котельную во дворе. В результате в городе 36 котельных, из них 30 муниципальных. Работают они на твердом топливе и электричестве. Тепловая энергия на этих котельных очень дорогая. В связи с принятием нового закона об электроэнергетике, удорожанием электроэнергии, стоит острая необходимость в модернизации системы теплоснабжения в городе. В ближайшие два года мы планируем закрыть мелкие котельные. В городе есть мощный теплоисточник вагоноремонтного депо, он загружен сейчас лишь на 10%. В настоящее время ведутся переговоры с руководством ВСЖД, чтобы эту котельную передали в муниципальную собственность. После чего планируется построить для нее распределительные сети. Планируем также модернизацию котельной слюдяной фабрики, после чего все мелкие котельные в центральной части города тоже ликвидируем. Двух мощных теплоисточников городу будет достаточно. И экология будет лучше, и стоимость тепла намного дешевле.
– Водозабор, снабжающий город, много лет находится в критическом состоянии. Как предполагается решать проблему водоснабжения?
– По данным территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области, в Нижнеудинске вода из-под крана в квартирах горожан не соответствует санитарным нормам – в ней содержится большое количество песка и взвешенных частиц.
Водозабор, снабжающий город, морально и физически устарел. Галерея водозабора была построена из дерева еще в 1905 году и, по оценке коммунальщиков, доживает свои последние дни. Несколько раз в год водолазы расчищают приемную галерею в русле реки Уды от ила и песка, препятствующего прохождению воды к насосам. Ситуацию обостряет то, что река время от времени мелеет. Несмотря на надлежащий уход и рабочее состояние всего оборудования, водозабор города нуждается в капитальном ремонте, иначе город может вообще остаться без воды.
В рамках программы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Иркутской области» городу выделено 2,4 миллиона рублей на проведение проектно-сметных работ по реконструкции водозабора, которые необходимо закончить в ближайшее время. Лишь после этого станет возможным качественно изменить ситуацию за счет средств местного и областного бюджетов.
Железная дорога разрезала город пополам
– Как решаются проблемы жилья, ремонта автодорог?
– Предоставление гражданам жилья – больная для нас тема. Около тысячи человек стоит на очереди. В этом вопросе нам тоже помогает область. Составлен реестр ветхих домов, планируем переселять по 1–2 многоквартирных дома в год. Процент износа зданий большой, несколько домов признаны аварийными. Домам, построенным 50–60 лет назад, нужен капитальный ремонт. Управляющие компании пытаются самостоятельно проводить ремонт.
На ремонт дорог в этом году мы затратили больше 17 миллионов рублей. Асфальтобетонная смесь обходится очень дорого. К примеру, чтобы в Нижнеудинске заасфальтировать 10 км дороги шириной 6 метров, нужно 60 миллионов рублей. Купили машину для ямочного ремонта, чтобы частично решать проблему. Дороги асфальтируем на участках, где есть интенсивное движение.
Еще одна наша проблема – участок федеральной трассы стратегического значения М-53. Ежедневно по ней проходит до 11 тысяч единиц автотранспорта, в том числе тяжелой техники. Сейчас на 50% эта дорога из асфальтовой превратилась в гравийную, камни летят из-под колес автомобиля, пробивают стекла окон стоящих вдоль дороги жилых домов, пыль стоит столбом, грохот машин слышен круглые сутки. В состав участка федеральной трассы, проходящей через Нижнеудинск, входят два моста общей протяженностью 360 метров. В прошлом году главный мост через реку Уду подмыло, была реальная угроза остановки всей федеральной трассы. При такой интенсивной нагрузке и отсутствии должного ремонта мосты могут попросту рухнуть. Эта проблема созвучна той, что была в Усолье-Сибирском, но там проблему удалось решить. Теперь по Усолью приятно ехать – дорогу отремонтировал Росавтодор. Аналогичную проблему Нижнеудинска нам помогают решить региональные власти и депутат Госдумы Сергей Колесников.
Еще одна наша транспортная проблема – отсутствие в городе путепровода через железную дорогу. В Нижнеудинске два железнодорожных переезда: западный и восточный. Фактически железнодорожные переезды разрезали город на две половины. Грузовые железнодорожные перевозки растут, увеличивается количество поездов, маневровых работ, узловая станция Нижнеудинск работает на полную мощность. Случается, что машины скорой помощи, пожарные машины и автобусы простаивают на переездах больше часа. Были случаи, когда «скорая» не успевала к своим пациентам. Городские власти более 20 лет пытаются решить вопрос строительства путепровода в различных инстанциях на всех уровнях, но пока безрезультатно. Сегодня только согласована площадка под строительство. Необходимо около 250 миллионов рублей – по сути, это два с половиной годовых городских бюджета. Думаю, что рассматривать решение этого вопроса нужно программно, за счет средств федерального, регионального, муниципального бюджетов с обязательным софинансированием ОАО «РЖД».
– С чем вы связываете развитие города?
– Со стабильностью работы железнодорожных предприятий, развитием малого и среднего бизнеса. Если модернизируем ЖКХ, решим дорожные проблемы, в городе будет комфортно и удобно жить. В Нижнеудинске есть много хорошего – горожане сохраняют исторические места, берегут культурные традиции. Город богат своей историей и культурой. У нас восемь народных творческих коллективов, свой театр, духовой оркестр, танцевальные коллективы, ансамбли русской народной песни, краеведческий музей, искусные мастера народного творчества. Скоро в городе появится современный кинотеатр. В Нижнеудинске работают яркие талантливые люди, которые любят свой город. Мы чувствуем их поддержку.