26.11.2010 16:54
Рубрики
Культура
Теги
26.11.2010 16:54

Непредосудительный порок «Саломеи»

23 и 24 ноября в Ангарске на сцене ДК «Современник» выступал театр Романа Виктюка. Ценители его творчества из Иркутска и Ангарска посмотрели спектакли «Мастер и Маргарита» и «Саломея. Странные игры Оскара Уайльда». Гастроли закрыл второй спектакль, который, по мнению зрителей, произвел впечатление более сильное, чем первый.

В «Саломее», ставшей, по мнению критиков, визитной карточкой театра, воплотились самые яркие черты театра Романа Виктюка – исключительная пластика актеров, говорящие символы, игры с музыкой и временем действия, многочисленные рефрены. Полуобнаженность героев здесь не просто эпатаж или культ, но и дополнительная возможность раскрыть роль. Движения рук, мышц спины, живота – уже часть образа и личной драмы каждого героя от иудейской царевны Саломеи до начальника царской охраны. Актеры на сцене курили, любили, страдали, бились в истерике – и все это делали настолько чувственно, что сложно было отвести взгляд или заставить себя сосредоточиться на каком-то конкретном символе. Например, задаться почти риторическим вопросом о смысле появления на сцене белых или черных плащей, которые присутствовали практически в каждом эпизоде.

Основа сюжета – библейская история о Саломее, роковой женщине, которой на блюде была принесена голова Иоанна Предтечи. В основу пьесу Оскара Уайльда вплетается образ самого писателя и осуждение обществом его любви к Бози, молодому лорду Дугласу. Везде порок, но предосудительный ли он? И кто имеет право судить?

Два с небольшим часа без антракта – как один выдох, и все это время зрители пребывали в крайнем напряжении – что же случится дальше, какой жест будет следующим и когда же наконец Саломея станцует для Ирода. За весь спектакль – всего две по-настоящему женские роли, которые исполнила одна актриса: мать Саломеи и мать Оскара Уайльда, оправдывающая в суде сына в первую очередь верностью самому себе. А свободного человека нельзя осуждать – и это одна из главных мыслей спектакля.

 После «Саломеи» зрители аплодировали долго, искренне и стоя, никто не спешил устремиться к гардеробу. Вручая актерам цветы, руководитель ангарского отдела культуры заметила: “Два дня вы ходили здесь по лезвию бритвы – и мы вместе с вами”.

В автобусе на пути из Ангарска в Иркутск зрители обменивались впечатлениями, а те, кто успел посмотреть оба спектакля, сравнивали, подчеркивая, что театр Виктюка не для каждого, но в любом случае его спектакли оставляют после себя очень терпкое послевкусие.