03.12.2010 13:00
Рубрики
Территории
Теги
03.12.2010 13:00

Ледовая западня

В Прибайкалье начался ледостав. Маленькие реки и озера практически полностью покрываются льдом, но большие водоемы – частично. С наступлением холодов для всех структурных подразделений МЧС России, в том числе и для Государственной инспекции по маломерным судам, начинается горячая пора.

– Отдых на воде один из самых популярных у жителей Приангарья, – говорит начальник Центра ГИМС МЧС России по Иркутской области Радик Субханкулов. – На территории региона довольно много водоемов. Для обеспечения безопасности на них созданы два инспекторских отделения, 22 инспекторских участка, 15 групп патрульной службы, общая численность сотрудников ГИМС – 152 человека.

Байкальский вопрос

В будние дни на Хужирском и Западно-Байкальском инспекторских участках отдыхает несколько сотен человек, а в выходные их счет идет уже на тысячи. Поэтому отдельным вопросом для ГИМС остается обеспечение безопасности на озере.

– В наши обязанности входит не только регистрация фактов происшествий и нарушений, но и профилактика, – рассказывает руководитель Западно-Байкальского инспекторского участка ГИМС Алексей Богдашкин. – Для этого мы регулярно расклеиваем на информационных стендах в администрации поселков Листвянка и Большая Речка, на рынках и в других людных местах обращения и напоминания о необходимости соблюдения осторожности на воде летом и зимой, устанавливаем знаки там, где выезд и выход на лед запрещен, раздаем памятки местным жителям и приезжим. Работа ведется и с главами муниципалитетов: мы им высылаем официальные письма с просьбами запретить на местном уровне выезды на лед и обозначить опасные места, по возможности оградить либо срыть съезды на них и организовать там дежурство. Создана специальная комиссия по безопасности на водных объектах, в которую помимо районных и поселковых чиновников входят сотрудники милиции, общественных организаций и добровольцы.

Действия инспекторов из Листвянки дают ощутимые результаты. Прошлой зимой на вверенной им акватории не зарегистрировано ни одного происшествия. Однако предпосылки к ним были: трижды под лед проваливались передними колесами легковые автомобили, а в марте вблизи судоверфи грузовик ушел в воду «по кабину». Во всех случаях никто не пострадал.

– На всей акватории южного Байкала выезд на лед запрещен, а выход на него возможен, только если его толщина превышает десять сантиметров, – продолжает Алексей Богдашкин. – Тем не менее в прошлые годы мы регистрировали неоднократные попытки автолюбителей сократить свой путь, выехав на замерзшую поверхность озера, как в самой Листвянке, так и в Березовке и в Пади Крестовой. Со всех нарушителей мы брали объяснения, инструктировали их по технике безопасности. Однако отслеживать все факты несанкционированных поездок довольно сложно. Поэтому надеемся на здравый смысл самих жителей. Не попасть в ледовую западню просто: для этого достаточно просто не устраивать зимних забав на льду.

Экология – дело ГИМС?

Провалы под лед приносят убытки автовладельцам, но также наносят ущерб окружающей среде: масло, бензин, попадая в воду, представляют угрозу для обитающих в нем живых организмов. Даже если автомобиль не ушел на дно, вредные соединения, которые он оставил после себя на поверхности, попадут в озеро весной, когда лед растает. По словам Алексея Богдашкина, эта проблема очевидна многим специалистам.

– В прошлом году мы писали обращения в Росприроднадзор, чтобы они в рамках своей компетенции нам помогли, – говорит инспектор. – А сделать они могут многое: провести анализ воды в местах, где на лед выезжает больше всего автомобилей, и, основываясь на его данных, инициировать принятие новых областных законов о запрете такого загрязнения экосистемы Байкала. Или могут организовать здесь свои патрули. Правда, Росприроднадзор в ответ на наше обращение прислал отписку. В этом году мы планируем повторно направить обращение. Ведь Байкал – уникальный объект. Если мы сохраним его первозданную чистоту, то внуки и правнуки скажут нам спасибо.

Путь до Большой земли

Некоторые удаленные прибрежные населенные пункты с наступлением зимы сталкиваются с проблемами в транспортном сообщении. Так, в Большие Коты зимой по воде не доберешься. А на автомобиле по льду – запрещено. Транспортный вопрос решается силами местной администрации, речного пароходства, а также структурных подразделений МЧС России.

– Ежегодно мы заключаем договоры с индивидуальными предпринимателями, – говорит и.о. главы Листвянского муниципального образования Татьяна Горбачевская. – Каждую неделю их судно на воздушной подушке производит два рейса из Больших Котов в Листвянку и обратно. Жители деревни могут съездить за товарами и по другим делам на Большую землю. Эти рейсы также доставляют почту и пенсию. В случае экстренной ситуации в Большие Коты отправляется экипаж спасателей из Николы.

– Прошлой зимой наши спасатели выезжали в Большие Коты восемь раз, – рассказывает начальник Байкальского поисково-спасательного отряда Вадим Рейтер. – Мы оказывали жителям первую медицинскую помощь и перевозили в Листвянку, где передавали врачам. В феврале в Больших Котах был пожар – наше судно на воздушной подушке доставило специализированную технику и пожарных для его тушения. Тогда благодаря совместным действиям спасателей и борцов с огнем удалось избежать значительного ущерба и гибели людей. Удаленные населенные пункты являются для нас зоной особого внимания.

– Помимо этого в Больших Котах делают остановку три рейсовых судна на воздушной подушке от Восточно-Сибирского речного пароходства, – продолжает тему руководитель Западно-Байкальского инспекторского участка ГИМС Алексей Богдашкин. – Различные ведомства постарались сделать все, чтобы зимой деревня не оставалась в ледовой ловушке и поддерживала нормальную связь с внешним миром.

Подготовка к зиме

Каждой зимой все силы и средства ГИМС МЧС России по Иркутской области направляются на предупреждения происшествий на льду. Недавно в столице Приангарья прошли сборы сотрудников всех структурных подразделений инспекции со всего региона. Цель – подвести итоги весенне-осеннего периода и подготовиться к холодам.

Цифры официальной статистики говорят, что происшествий на воде становится меньше. Только за 11 месяцев 2010 года их число по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилось на 27%. Однако, по мнению инспекторов, дел у их ведомства от этого не убавляется.

– Рейды и патрули проходят и будут проходить постоянно, – рассказал нам во время сборов Алексей Богдашкин. – Идеал – это когда люди вообще не гибнут на воде. Но до этого еще далеко. Когда мы выезжаем на места, то всегда стараемся объяснить населению, что на льду можно потерять ребенка, родителя, супруга.