УФАС рассмотрело дело о баннерах с обнаженными детьми
Иркутяне прекрасно помнят, какую бурную и неоднозначную реакцию вызвали баннеры торговых сетей «Ok» и «Бонус», рекламирующие товары для отдыха на природе (солнцезащитные кремы, кремы для загара, средства от насекомых) с помощью огромного фото двух обнаженных девочек. В управление ФАС по Иркутской области поступили несколько официальных жалоб от горожан, сигналы по электронной почте, не считая десятков телефонных звонков. Разумеется, специалисты отдела контроля рекламы отреагировали на эти обращения.
Были разосланы запросы в Иркутское отделение «Российского детского фонда», региональную общественную организацию «Права ребенка», Байкальскую психоаналитическую ассоциацию, Иркутский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних и другие структуры, занимающиеся правами детей. Получены заключения экспертов. По мнению последних, в данной рекламе явно заложена провокация, так как появление на плакате полностью обнаженных детских тел никак не мотивировано назначением рекламируемых товарных брэндов.
«Этот образец рекламы, как и множество ему подобных, несомненно, имеет «двойное дно», – пишет председатель общероссийского движения «В защиту детства» Наталия Глаголева. – Сегодняшнее состояние общества, постоянно проводящаяся в нем пропаганда плотской чувственности, делающая чуть ли не привычными факты насилия над детьми… – все это не может оставлять равнодушными тех, для кого нет чужих детей. … Считаем, что изображение обнаженных детских фигурок недопустимо для производства рекламы».
В заключение городского Иркутского Центра семейного образования и воспитания «Семья и дети» читаем такие слова: «Создатели рекламы сознательно избрали неэтичный и неуместный прием использования образа обнаженных детей. Это является фактом подтверждения намеренного и манипулятивного использования образа в целях возбуждения интереса к рекламе и воздействия на сексуальные инстинкты людей».
Региональная организация «Права ребенка» в своих оценках идет еще дальше, прямо заявляя, что данная реклама «представляет угрозу с точки зрения сексуального насилия в отношении детей со стороны граждан, физиологически склонных к педофилии».
Иркутское управление ФАС России возбудило дело о нарушении части 6 статьи 5 закона «О рекламе» (использование в рекламе оскорбительных образов) в отношении рекламодателя ООО «Нео-Альянс». Рекламораспространитель нашумевшего баннера – группа компаний «Пирамида» была приглашена к рассмотрению как заинтересованное лицо. 12 ноября комиссия иркутского управления ФАС приняла решение признать нашумевшую рекламу ненадлежащей как содержащую непристойные и оскорбительные образы несовершеннолетних детей. Ответственность в данном случае лежит на рекламодателе. Фирме «Нео-Альянс» предстоит еще процедура составления протокола об административном правонарушении и наложение штрафа. Напомним, что с 1 апреля текущего года минимальный штраф за противозаконную рекламу исчисляется 100 тыс. рублей.