Железнодорожный вокзал
Вокзал – это ворота Иркутска. Сегодня он представляет собой сложный технологический комплекс, где не просто продают билеты, но и оказывают различные услуги по пригородному и дальнему сообщению. Для многих людей вокзал на некоторое время становится вторым домом. Круглосуточно он пропускает более семи тысяч пассажиров.
Александр Синяев,
начальник Восточно-Сибирской региональной дирекции железнодорожных вокзалов
Продолжается публикация материалов, посвященных 350-летию Иркутска, в рамках проекта газеты «Областная» «Десять знаковых мест Иркутска». Присылайте свои темы, отвечающие задачам проекта, – рассказать о местах города, которые формируют его неповторимый облик. В рубрике уже шла речь о сквере имени Кирова, памятнике Александру III, Крестовоздвиженской церкви, Знаменском женском монастыре, зданиях биолого-почвенного факультета ИГУ, Иркутского областного краеведческого музея, БГУЭП, библиотеки им. И.И. Молчанова-Сибирского, усадьбе В.П. Сукачева, стадионе «Труд», Дворце детского и юношеского творчества, пожарной каланче, Музее декабристов, Иркутской ГЭС, библиотеке ИГУ, Польском костеле, синагоге и цирке, ледоколе «Ангара», областной филармонии, экспериментарии, центральном парке, «кружевном доме» и художественном училище.
16 августа 1898 года в Иркутск прибыл первый поезд. Он был украшен цветами и флагами. Вереница встречающих начиналась у берега Иркута и доходила до самого вокзала, который тогда представлял собой одноэтажное здание с единственной башенкой и платформой в виде дощатого настила. Через десять лет его перестроили и расширили. С тех пор вокзал еще несколько раз реконструировали, однако современное здание полностью сохранило свой исторический облик с 1908 года.
В 1857 году генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Муравьев-Амурский поставил вопрос о строительстве железной дороги на сибирских окраинах России. По его поручению были проведены изыскания для ее сооружения. Отечественные специалисты подготовили несколько проектов строительства магистрали. Однако правительство не поддержало эти начинания.
Но в середине 80-х годов в связи с угрожающим ростом военной мощи Японии руководство страны было вынуждено заняться строительством железной дороги. В то время как раз завершилось строительство участка железнодорожных путей от Екатеринбурга до Тюмени. В пользу принятия решения о строительстве дороги в Сибири говорила необходимость соединить промышленно развитый Урал и почти неосвоенную, но перспективную Сибирь. Возведение дороги началось в 1891 году. В 1894 году комитет по строительству Сибирской железной дороги приостановил строительство участка между Иркутском и Забайкальем, а отрезок Иркутск – Красноярск, наоборот, стал строиться быстрыми темпами. Через три года железнодорожный путь пришел в Иркутск. 15 июня этого же года было заложено каменное здание иркутского вокзала.
В начале августа следующего года строительство уже было закончено. Здание построили по проекту архитектора Александра Мациевича. Рядом с вокзалом в прибрежной полосе Глазковского предместья расположились торговые лавки, трактир и ресторан. Площадь за вокзалом стала своеобразным перевалочным пунктом, где товары с гужевого транспорта перегружали в вагоны и наоборот. Кстати, товарооборот в связи с появлением железной дороги быстро увеличивался. Население Иркутска стало быстро расти, а вокзал перестал справляться со своими задачами. Рос и пассажиропоток, особенно в связи с Русско-японской войной 1904–1905 годов. Тогда возникла необходимость расширить здание. В апреле 1906 года началось строительство нового блока вокзала, а через год рядом со старым зданием появилось новое помещение.
Облик иркутского вокзала изменился. Теперь рядом со старым одноэтажным зданием появилась новая двухэтажная постройка с протяженным симметричным фасадом. Рядом с вокзалом появились торговые лавки, трактир, ресторан, на привокзальной площади была организована стоянка для извозчиков.
Прошло более двадцати лет, прежде чем между этими двумя помещениями появился переход. Строители выполнили его в одном стиле с предыдущими зданиями.
В 1964 году площадь иркутского вокзала увеличилась – для обслуживания пассажиров пригодных поездов было построено самостоятельное помещение. Здание также было исполнено в духе классицизма: строгая симметрия, высокие арочные окна, главный фасад в виде портика.
К столетию Транссиба в 1998 году вокзал полностью реконструировали, через шесть лет также подвергся реконструкции пригородный павильон.
Сегодня вокзал представляет собой комплекс из четырех помещений, построенных в разное время, но выдержанных в едином классическом стиле. Общая площадь вокзала – более семи тысяч квадратных метров. Сейчас в нем расположены многочисленные службы: кассы продажи билетов, справочно-информационное бюро, медпункт, зал ожидания, комнаты отдыха, камеры хранения.