14.01.2011 13:00
Рубрики
Мнение
Теги
14.01.2011 13:00

Владимир Китаев: Памятники олицетворяют генетическую память нации

Иркутское областное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) работает в Приангарье уже более 45 лет. И для того чтобы рассказать обо всех спасенных силами его активистов объектах культурного наследия, не хватит и сотни публикаций. Сегодня, несмотря на все социальные потрясения прошлых десятилетий, региональное отделение ВООПИиК не просто на плаву (морской термин приходит в голову потому, что общественная организация располагается в одном из спасенных ею памятников – ледоколе «Ангара»), но и верно идет своим курсом. О деятельности регионального отделения ВООПИиК газете «Областная» рассказал его председатель Владимир Китаев.

– Владимир Александрович, вопрос охраны историко-культурного наследия сегодня стоит остро не только в Приангарье, но и во всей России. Есть ли положительные сдвиги в этом направлении?

– 21 декабря в Москве состоялся девятый всероссийский съезд работников органов охраны памятников. К сожалению, он был собран экстренно, без предварительной проработки материалов в территориях. Все это происходит от того, что власть сегодня испытывает затруднения в общении со сферой культуры. А ведь от ее умения грамотно вести диалог и бережно относиться к культурным достижениям зависит очень многое. Поэтому для нашей общественной организации очень важно то, что губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев впервые на уровне исполнительной власти озвучил идею о сохранении памятников в виде целостного градостроительного комплекса. Глава региона как человек европейски образованный знает, что стоит за термином «скансен». Этот термин пошел от первого в мире природно-этнографического музея в Швеции, и сейчас им называют все исторические комплексы под открытым небом. Очевидно, что в современном мире человеку, который приехал в другую страну, интересно посмотреть, как там испокон веков жили люди. И скансен как модель организации жизни части людей в городской или деревенской среде это показывает. Собственно, это и есть модель иркутского 130-го квартала.

 

– А ведь многие люди только благодаря идее реконструкции «Иркутской слободы» впервые узнали, что памятники вообще должны сохраняться…

– Да, вы правы, проблему с деревянным зодчеством в Иркутске очень долго и тщательно не замечали. И напрасно, ведь уже доказано, что если небрежно относиться к тому, что составляет генетическую и этническую память народа, то человек будет подсознательно чувствовать себя на этой земле неуютно и думать о переезде. Худо-бедно власть на местах приучили последние 30 лет поддерживать то, что представляет ценность для небольших народов. Но при этом совершенно игнорировались объекты, связанные с русской культурой.

 

– Но для того чтобы сохранять, нужно иметь некое общее представление о том, что сохраняем.

– Безусловно, ВООПИиК уже давно озвучивает идею о том, что в регионах нужно готовить комплексные материалы, анализирующие обстановку в сфере памятников истории и культуры. На их основании должен ежегодно готовиться доклад, в котором бы президент РФ, обращаясь к нации, говорил как о состоянии российских ценностей, являющихся общепризнанным национальным и мировым наследием, так и о памятниках рангом ниже, привязанных к определенному региону и конкретной этнокультурной общности. В Приангарье отделение ВООПИиК совместно с областной службой охраны объектов культурного наследия уже занимаются подготовкой такого документа. Он будет готов к 18 апреля 2011 года, Дню охраны памятников. Этот же материал ляжет в основу доклада, который будет озвучен на десятом всероссийском съезде работников органов охраны памятников, который планируется провести в Иркутске.

 

– На последнем заседании президиума отделения ВООПИиК рассматривался вопрос о корректировке генплана Иркутска, о том, насколько этот документ учитывает областной закон «Проект охранных зон». Какие сегодня здесь существуют проблемы?

– В этих двух документах есть целый ряд несоответствий, хотя институтом «Иркутскгипродорнии» и была проделана значительная работа. Президиум свои рекомендации высказал, на заседании присутствовали и активно участвовали в дискуссии представители департамента архитектуры и градостроительства Иркутска. Теперь очень важно добиться выполнения застройщиками регламентирующих документов. А вот здесь в нашем городе очень большие проблемы. Они связаны, прежде всего, с нарушением высотности возводимых зданий, ведь в каждой охранной зоне свои ограничения. Например, есть памятник федерального значения – здание Русско-азиатского банка, а на улице Марата уже готова вылезти за пределы ограничения очередная высотка. Кто архитектор, чья это собственность? И такие ситуации возникают постоянно – дома вырастают на незаконных основаниях.

 

– Но проблемы с охраной памятников наверняка есть не только в Иркутске.

– Конечно, и не только с известными памятниками. Например, в затоне Киренской РЭБ, которая находится в стадии банкротства, стоят два больших трехпалубных круизных колесных парохода. Когда-то кораблей было четыре, два уже порезали на металлолом. Суда были построены специально для реки Лены в 1953 году и прошли доделку в Венгрии по заказу советского правительства. Ранее в этой серии были созданы корабли для наиболее крупных речных бассейнов СССР, составившие целую эпоху отечественного кораблестроения. Так как они круизные, у них кают первого класса и класса люкс больше, чем на обычных кораблях. Там сохранилась родная интерьерная отделка, пусть и потертая, но выполненная из дуба и бука. Сейчас мы боремся за то, чтобы их не успели продать без обременения, оформить необходимые документы и включить корабли в реестр памятников. Но дирекция Киренской РЭБ откровенно неприязненно, воинственно относится к тому, что ВООПИиК заинтересовался этой ситуацией.

 

– Сейчас наиболее болезненный вопрос – это спасение памятников в зоне затопления Богучанской ГЭС.

– Мы более двух лет занимаемся этой острейшей проблемой. Центральный совет ВООПИиК в 2009 году по нашей заявке выиграл грант, на средства которого прошедшим летом работал студенческий отряд. Студенты ИрГТУ провели обмерные работы и фотофиксацию зданий усадеб в селах, уходящих под воду. А ведь эти деревни на 50–60 лет старше Иркутска, это частицы культуры первых русских поселенцев в Восточной Сибири. Безвозвратной утраты уже не будет, есть материал для последующего восстановления и основа для различных научных работ. Что касается памятников археологии, то в зоне затопления Богучанской ГЭС на иркутской территории спасено сегодня меньше одного процента от их общего количества. Но этой теме нужно посвящать отдельный разговор.

 

– Вы уже приступили к созданию возле ледокола «Ангара» музея, посвященного строительству иркутского участка Транссиба?

– 20 лет назад нами были закончены восстановительные, реставрационные работы на ледоколе «Ангара». Им предшествовала крайне болезненная для иркутян эпопея. К тому времени корабль уже давно был оставлен на произвол судьбы и полузатопленный стоял в одном из заливов Иркутского водохранилища. Однажды ледокол сорвало с расчалок, пригнало вниз по течению и здесь мотало волнами по всей акватории перед плотиной ГЭС. Это был такой нестерпимый стыд, что ветераны речного флота написали письмо в обком партии с просьбой хотя бы разрезать этот несчастный корабль на металлолом. На полученный запрос Восточно-Сибирское пароходство ответило, что давно отказалось от этой «жестянки» и деньги, на то, чтобы резать ее на металлолом, тратить не считает нужным. Власти расписались в своем полном бессилии. ВООПИиК пришлось собрать деньги и отремонтировать ледокол. Сейчас на базе ледокола-музея мы регулярно проводим работу со школьниками и воспитанниками детских домов, праздники для жителей микрорайона Солнечный. А чтобы еще более эффективно использовать памятник, каковым является ледокол, мы нашли предпринимателей, которые дали деньги на проект создания музея строительства великого Транссиба. Здесь будет целый комплекс объектов, рассказывающих о строительстве Транссиба. Ведь, по сути, когда мы говорим: Иркутск – ворота к Байкалу, то подразумеваем, что водный путь лежит через Ангару. Ледокол «Ангара» и в этом символичен.

 

– Скажите, каков сейчас статус ВООПИиК? Ведь раньше ваша общественная организация была очень влиятельной. Не утратила ли она свои позиции?

– В последнем послании Федеральному собранию президент Российской Федерации говорил о принципиальной важности гражданского общества, о том, что государство будет поддерживать социально ориентированные общественные организации. Есть целый ряд функций, особенно в социальной сфере, которые государству осуществлять просто невыгодно. Президент подчеркнул, что есть давно работающие организации, которым можно и должно передать собственность, освободить их от части налогов. Своей почти полувековой работой в регионе мы доказали, что являемся такой организацией.