21.01.2011 13:00
Рубрики
Мнение
Теги
21.01.2011 13:00

Вячеслав Эглит: В жизни всего добивался сам

Во время первой мировой его дед чудом уцелел в перестрелке красных и белых. Будучи еще младенцем, он крепко спал в своей люльке, подвешенной к потолку старинной русской избы. Когда бой улегся, насмерть перепуганная мать, бросившись к своему сыну, увидела, что на нем нет ни царапинки. Зато платок, державший люльку, был весь изрешечен пулями. «В жизни каждого человека присутствует определенный элемент того, что называется судьбой, – считает начальник Главного управления МЧС России по Иркутской области Вячеслав Эглит. – Если человеку предназначено пережить определенные события, рано или поздно он все равно пройдет через них. Это лишь вопрос времени».

Своя дорога

– В Иркутске живет моя двоюродная сестра. В 2006-м, когда я приехал служить сюда, мы с ней встретились, и она, взглянув на мои погоны, воскликнула: «Славка, ты генерал, не может быть, ты же такой неуемный всегда был, заводила». Я правда таким был и военным, тем более генералом, стать никогда не мечтал. У нас вообще в роду военных не было, кроме моего деда Ивана – старшего лейтенанта, погибшего во время Великой Отечественной войны. Да и я вряд ли бы носил погоны, если бы не стечение обстоятельств, которые иначе как судьбой и не назовешь.

Мама – заведующая крупным универмагом, отец – руководитель в газовой промышленности. Выбор сына, казалось, был определен. Однако единственный ребенок в семье с самого детства шел своим путем. Отучившись в художественной школе, он уже в шестом классе вместе с другом оформлял витрины магазинов к новогодним праздникам. С юными художниками продавцы расплачивались то конфетами, то игрушками. Зато в девятом классе будущий генерал уже начал получать настоящую зарплату – работал художником-оформителем в строительном ведомстве. В школьные каникулы был занят полный рабочий день и даже брал работу на дом. Заработок подростка по тем временам, а это был конец 70-х, считался приличным даже для взрослого – 120 рублей. Однако деньги свои он не тратил – копил на мотоцикл.

– Я очень любил возиться с техникой. Поэтому мотоцикл был моей мечтой. Родители немного тогда помогли, и я все-таки купил ИЖ Планету-Спорт. Потом без конца копался в нем, разбирал и собирал, устраивал скоростные заезды. Помню, мама однажды увидела, как я несусь по улице на одном колесе, и мне тогда сильно от нее попало, – смеется Вячеслав Эглит. – Потом гонял на отцовских «Жигулях», от него тоже доставалось за быструю езду. Сейчас я, конечно, остепенился, но скорость люблю до сих пор.

В 79-м, после окончания школы, пришло время определяться с профессией. А так как в старших классах наш герой прошел обучение в военно-патриотической школе при Ачинском авиационно-техническом училище, свою судьбу он решил связать с военной формой. Мама, кстати, одобряла именно этот вариант. Она считала, что, выбрав стезю военного, ее сын очень скоро сможет стать на ноги и сам себя обеспечивать. Вняв ее совету, Вячеслав Эглит отдал документы в Тюменское военное училище. Тем самым он сделал свой первый шаг к звездочкам и погонам. Однако второго шага в тот год так и не последовало. Желание учиться в строительном институте, на факультете архитектуры, в тот момент оказалось сильнее. И вполне возможно, оно бы и было успешно реализовано, если бы в дело не вмешалась судьба – мама тяжело заболела.

– Видимо, она чувствовала, что проживет недолго, поэтому настаивала на том, чтобы я как можно скорее становился самостоятельным. Отец тогда работал на севере Тюменской области, и военное училище было единственным местом, которое могло мне обеспечить такую автономность. Поэтому на следующий год я стал курсантом Тюменского высшего военного инженерного командного училища. Когда я сдал там свой первый экзамен, пришла телеграмма о смерти мамы. Отец сказал тогда – не хочешь служить, не служи, переходи ко мне на работу. Но после похорон я все-таки вернулся в училище. А через год после его окончания, в декабре 85-го, отец попал в ДТП, две недели пролежал в коме. После этого на всю жизнь остался инвалидом. Так сбылись мамины слова о моей самостоятельности. С тех пор я мог полагаться только сам на себя.

 

Кстати, вспоминает Вячеслав Эглит, в детстве бабушка учила его всегда быть сильным, и что бы ни случилось, всегда помогать своим сестрам, защищать их. Когда же совсем еще мальчишка – внук, бывало, спрашивал ее, кто же тогда поможет ему и защитит его самого, она гладила его по голове своей теплой ладонью и приговаривала: «Тебе Бог дал силу, ты сильный, ты должен всем помогать».

 

– Может я и спасателем стал, памятуя бабушкин завет всем помогать, – улыбается возмужавший бабушкин любимец.

 

Между тем, как в свое время Вячеслав Эглит упорно старался идти своим путем, так и его сын сейчас выбирает свою дорогу. Когда он, как и любой другой радеющий за своего ребенка родитель, предложил сыну свою поддержку, тот ответил, что всего будет добиваться сам. Чем сейчас и занимается. А поэтому так напоминает отцу его самого, только много лет назад.

– Я считаю, что детям надо помогать, когда они выбирают свой жизненный путь. Но давить на ребенка своим мнением в плане выбора нельзя. Он должен сам определиться. Главное, чтобы ребенок твердо стоял на ногах, не чувствовал дрожи в коленках, уверенно шел по жизни. Материальные ценности, богатства, которые некоторые родители пытаются передать детям, делают наоборот их слабыми, не знающими их цену и радость созидания. Поэтому разум, знания, уверенность в себе – вот это самое главное, что нужно дать своим детям. И только тогда можно считать свою миссию родителя, отца выполненной, – уверен Вячеслав Эглит.

Трудное решение

– После училища у меня был свободный выбор места службы. А так как мой отец в свое время служил на флоте в Приморье и много рассказывал мне об этих местах, я поехал на Дальний Восток. Воспоминания от этого края остались самые приятные – замечательная природа, хорошие люди. Но в связи с тем, что у отца было плохое здоровье, мне часто приходилось летать к нему то в Тюмень, где он лечился, то в Ачинск, к бабушке, у которой он жил. Как-то раз, возвращаясь, встретил своего бывшего сослуживца и поделился, что отцу нужен постоянный уход, в то время как я сам живу далеко. Он рассказал мне о том, что есть вакантное место в системе гражданской обороны Красноярского края. Я этой возможностью воспользовался. И как в свое время армия была для меня своего рода землей необетованной, так и система гражданской обороны стала абсолютно новым направлением.

 

Но, начав здесь путь практически с самых азов, за несколько лет он дошел до должности первого заместителя начальника Главного управления по делам ГО и ЧС Красноярского края.

 

– В то время сама жизнь заставляла меня работать, пахать, не надеясь на чью-нибудь помощь, – признается Вячеслав Эглит. – Новую для себя систему я изучил на практике, прощупал, так сказать, руками. Разговаривал, плотно работал с руководителями муниципальных образований, предприятий. Прошел все ступени, и это мне дало детальное понимание сути системы гражданской обороны.

В конце 94-го началась первая чеченская кампания. Войска гражданской обороны, наряду с другими силовыми ведомствами, начали отправлять в неспокойную республику своих бойцов. Встал вопрос и перед майором Эглитом. Как и многим другим офицерам, в тот момент ему пришлось принять трудное решение. Здесь оставалась семья, больной отец, туда же звал долг службы. Кроме того, не давал покоя и другой вопрос.

– Я не понимал, что произошло в нашем государстве, почему приходится воевать против соотечественников – будь то чеченцы, абхазцы или кто-то еще. Мы все россияне, прежде всего. В училище, в советское время, нас учили воевать против супостата, иноземного захватчика, который угрожает нашему государству. Одно было ясным и понятным – войска гражданской обороны должны обеспечивать защиту и безопасность мирных граждан своего государства. С одной стороны, эта командировка дала мне определенный опыт при ведении боевых действий, с другой – забрала родного человека: практически сразу после моего возвращения из Чечни отца не стало.

 

Мы все спасатели

В жизни Вячеслава Эглита присутствует своего рода закономерность – иногда события складываются так, что с первой попытки осуществить задуманное не удается, планы реализовываются только спустя год. Жизнь словно дает своеобразный тайм-аут, время на обдумывание и принятие важного в жизни решения. Так произошло с поступлением в военное училище и повторилось при поступлении в Академию гражданской защиты, слушателем которой он стал только со второй попытки.

 

– Еще до Чечни мне предлагалась должность заместителя начальника штаба гражданской обороны Красноярска, но в связи с тем, что я не прошел курс обучения в академии, меня на нее не назначили. После Чечни мои документы на поступление в академию все-таки отправили, но так получилось, что я опоздал на вступительные экзамены примерно на неделю. Поэтому поступил только на следующий год. Закончил учебу в 2000-м, безо всяких проволочек и даже с отличием, – улыбается он.

Подкрепив практику теорией, Вячеслав Эглит возвращается в Красноярск. Оттуда в ноябре 2001-го его направляют в Республику Бурятия на должность председателя Государственного комитета по делам ГОЧС, в январе 2005-го он назначается на должность начальника Главного управления МЧС России по Республике Бурятия, а уже в ноябре того же года переходит в Иркутскую область на аналогичную должность. В промежутке между этими назначениями, в 2003-м, указом президента РФ ему присваивается звание генерал-майора. Так звездочки на погонах, о которых 25 лет назад вчерашний десятиклассник и не мечтал, приобрели форму одной большой генеральской звезды. Это значит, что определенные события, которые должны были привести к звезде именно такого формата на его плечах, все-таки произошли. Прилежный ученик хорошо усвоил предыдущие уроки своего учителя. И теперь в должности главного спасателя Приангарья он перешел уже к университетам другого уровня. Кстати, одним из своих главных наставников Вячеслав Эглит называет Павла Попова. Сейчас он – заместитель министра МЧС, а в свое время, в конце 90-х–середине 2000-х, был начальником Сибирского регионального центра МЧС России.

 

– Именно по его инициативе, – улыбается Вячеслав Эглит, – меня «бросали» на самые сложные участки работ, там, где была наиболее напряженная ситуация. Но ничего выстоял, прошел и эту школу, и очень благодарен Павлу Анатольевичу за то, что он «вел» меня по жизни. Опыт, который я получил, работая под его началом, помогает мне сейчас на моей нынешней работе – в Иркутской области, в одном из самых сложных регионов Сибири. Здесь присутствует практически весь спектр ЧС природного и техногенного характера. Но с удовлетворением хочу отметить, что за последние пять лет нам удалось сократить количество ЧС почти в девять раз. Но главное, мы снизили статистику гибели на них людей более чем в 30 раз, с 216 человек в 2006 году до шести человек в 2010-м. Кстати, я не раз слышал, как сотрудников МЧС – всех без исключения – называют спасателями. Здесь, конечно, можно поспорить, но я соглашусь. Потому что у нас действительно одна цель – обеспечение безопасности жизни людей. И если спасатели протягивают руку помощи в опасных ситуациях, а пожарные спасают людей от огня, то специалисты других служб, будь то инспекторы ГИМС или сотрудники пресс-службы, предотвращают трагедии, проводя профилактическую работу. Это тоже очень важная составляющая в работе МЧС. Поэтому – да, мы все спасатели.

 


Вячеслав Эглит родился 20 марта 1962 года в городе Ачинске Красноярского края.

Имеет большой опыт работы в руководстве территориальной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

За мужество и самоотверженность, проявленные в экстремальных условиях, высокие личные показатели в служебной деятельности Указом Президента РФ награждён орденом «За военные заслуги», медалью – ордена «За заслуги перед Отечеством II степени» и другие.