24.01.2011 13:00
Рубрики
Общество
Теги
24.01.2011 13:00

«Управдом» спешит на помощь

Опыт иркутских управляющих компаний по работе с населением будет распространен по области

Управляющие компании оптимизируются, создают call-центры и уходят в Интернет. И это не только веяния времени, но и требования российского законодательства. В Прибайкалье пионером этих новаций стал Иркутск. В пятницу по инициативе заместителя председателя Законодательного Собрания Иркутской области, куратора партийного проекта «Единой России» «Управдом» Геннадия Истомина в областном центре состоялось совещание по вопросам реформирования системы ЖКХ. Его участникам были продемонстрированы наработки, уже внедренные в систему жилищно-коммунального хозяйства столицы Восточной Сибири.

В зале расчетно-кассового центра помимо представителей областной власти собрались заместитель главы Ангарска и Ангарского муниципального образования, руководители управляющих компаний города нефтехимиков. Соседи, обычно являющиеся лидерами в сфере реформирования ЖКХ, на этот раз приехали в Иркутск перенимать передовой опыт.

Новаторами выступили четыре крупнейшие управляющие компании – Западная, Восточная, Северная и Южная, прозванные к народе как «Четыре стороны света». Эти коммунальные структуры объединились в содружество, которое получило статус саморегулируемой организации (СРО) в сфере ЖКХ. Сейчас СРО объединяет 65 компаний, и объединение проходит на добровольной основе, но уже с 2012 года такая процедура станет обязательной.

– Сейчас житель беззащитен от произвола управляющей компании, он может пожаловаться только в суд. Совсем другое дело, когда УК является членом саморегулируемой организации. Например, дисциплинарный комитет СРО рассматривает жалобу жильца, и если тот прав, выплачивает ему компенсацию из взносов участников. Трижды проштрафившаяся компания лишается права работать в сфере ЖКХ на три года, – пояснил исполнительный директор СРО Некоммерческого партнерства «Содружество ЖКХ» Михаил Дамешек. – Сейчас совместно с федеральными органами власти разрабатываются стандарты по всем направлениям деятельности ЖКХ, это и регламент безопасности, и юридические обязательства, вплоть до норм по общим собраниям жильцов, санитарной уборке, текущему ремонту. Компании, вступившие в СРО, а напомню, это надо сделать обязательно к 2012 году, будут нести материальную и юридическую ответственность за все свои нарушения.

Не случайно на федеральном уровне политическая партия «Единая Россия» разработала проект «Управдом», направленный на улучшение работы ЖКХ, усиление контроля населения за деятельностью управляющих компаний. Как рассказал заместитель председателя ЗС Геннадий Истомин, Иркутская область вошла в число 14 регионов, в которых реализуются пилотные проекты в рамках партийного «Управдома».

– Сегодня на примере города Иркутска, где созданы служба одного окна по работе с населением, единая служба диспетчеризации, система информирования граждан, мы видим позитивный опыт, достойный распространения не только на территории Иркутской области, но и других регионов страны, – заявил Геннадий Истомин.

Управляющие компании Иркутска в своем расчетно-кассовом центре (РКЦ) не просто принимают коммунальные платежи, это можно сделать и в любом отделении банка, правда, как уверяют в УК, банкиры берут больший процент за услуги. В РКЦ также существует паспортный стол, предлагаются услуги по оформлению различных справок, решению земельных вопросов, можно узнать информацию о положенных субсидиях и льготах. Сейчас в городе уже 11 таких центров, и скорее всего их число вырастет для удобства населения. Таким образом, реализован принцип «единого окна», и, как уверяют его создатели, это не приведет к увеличению квартирной платы.

Но наибольшее внимание на совещании привлек уже осуществленный в рамках Иркутска проект единого интернет-ресурса, его адрес: http://portal.irkpk.ru/. Уже сейчас зарегистрировавшийся на нем житель Иркутска может пользоваться всей информацией о своей квартире и доме.

– В личном кабинете доступны сведения по основным характеристикам дома и квартиры, по количеству прописанных. Они используются при проведении расчетов квартплаты, – рассказывает разработчик проекта, генеральный директор «Иркутской процессинговой компании» Виталий Пыленок. – Также пользователи портала имеют возможность получить расчет на основании показателей приборов учета, чтобы сэкономить время и не идти с этими данными в расчетно-кассовый центр.

Информация на сайте, продемонстрированная на совещании, выглядела довольно подробно. Но это не избавило разработчиков от замечаний. В частности заместитель председателя областного правительства Николай Хиценко заметил, что он не увидел на портале порядок расщепления платежей. А жильцу было бы интересно, какая часть его квартплаты уходит сбытовым компаниям, а какая достается УК. Виталий Пыленок пояснил, что никаких сложностей внедрить такую функцию нет, просто сами управляющие компании пока не раскрывают подобную информацию, но когда это произойдет, сведения тут же появятся на сайте.

Единый call-центр также привлек внимание, особенно им заинтересовались ангарчане. Для иркутян уже существует единый диспетчерский телефон – 500-100, для жителей области – 8-800-100-22-72. В отличие от прежних времен, когда жилец не мог часами дозвониться в «аварийку», сантехникам или инженерам коммунального участка, теперь, благодаря единой многоканальной службе приема звонков, сделать это не проблематично. Причем квартиросъемщику не надо разбираться в нюансах ЖКХ, какая служба за что отвечает, все это сделают за него диспетчеры, они передадут заявку тому, кто ответственен за конкретную работу. Причем не просто перенаправят звонок, но и проконтролируют исполнение заявки. Разработчики опять же повторяют, что и эта услуга не отразится на квартплате. Если бы подобные контакт-центры создавала каждая управляющая компания, то их разработка обошлась бы дорого и отразилось на платежах, однако в складчину это сделать гораздо легче и дешевле. Представители Ангарска тут же пригласили новаторов к себе в город, чтобы рассмотреть возможность подключения своего жилого фонда к данной информационной системе.