26.01.2011 13:00
Рубрики
Власть
Теги
26.01.2011 13:00

Шанс на прорыв

Молодежное правительство Иркутской области, инициатором создания которого стал губернатор Дмитрий Мезенцев, может значительно изменить характер молодежной политики в регионе.

Постановка проблемы

Молодежи во все времена и у всех народов была свойственна определенная смелость в оценках и суждениях. Не являются исключением и наши молодые современники, в том числе и нацеленные на государственную карьеру. Нужно быть готовым к тому, что молодежное правительство Иркутской области будет оценивать положение дел в регионе не так, как это делают взрослые политики из числа министров, депутатов, руководителей отделений политических партий. В Иркутской области голос молодежи пока, к сожалению, слабо звучит по официальным каналам: молодые депутаты Законодательного Собрания редко выступают даже на заседаниях комитетов и комиссий, не говоря уже о сессиях. Средний возраст членов Общественной палаты Иркутской области превышает 45 лет – и даже это прогресс по сравнению с первым составом ОП ИО. Несмотря на существование молодежной избирательной комиссии, наиболее активными участниками выборов остаются люди старшего возраста.

Складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны, в области действительно многое делается для молодежи – работают городские студенческие советы (в Иркутске мэр-дублер даже занимает иногда кресло главы города), создан международный молодежный лагерь «Байкал-2020», принята долгосрочная целевая программа «Молодежь Иркутской области 2011–2013 гг.», проведен конкурс «Молодежь Иркутской области в лицах». С другой – общим местом в рассуждениях всех представителей власти от губернатора до руководителя любого отдела по делам молодежи в самом крохотном муниципальном образовании стала констатация крайне трудного, если не бедственного, положения молодежи. Главным признаком существующей проблемы считается миграционный отток, в котором молодые люди составляют весьма существенный процент. Однако одной только миграцией проблема не исчерпывается.

В области мало доступных спортивных сооружений, практически нет бассейнов и даже стадионы при школах чаще похожи на заброшенные свалки металлоконструкций. Молодежь остается одной из самых проблемных категорий населения при трудоустройстве – молодых людей неохотно берут на работу, а если берут, то платят недостойно низкую зарплату. Молодым трудно сделать карьеру (в том числе и из-за низкого качества образования, явно уступающего специалистам с еще советским стажем работы), еще труднее открыть собственный бизнес. Молодежь – первая в списке жертв криминала, поскольку из-за своей юридической безграмотности и небольшого жизненного опыта часто склонна к необдуманным поступкам и чрезмерному риску.

Отдельного разговора заслуживают политические настроения в молодежной среде. В ходе семинара для работников отделов по делам молодежи, проведенного министерством по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области в ноябре 2010 года, выяснилось с пугающей ясностью, что чиновники на местах не владеют ситуацией и не знают, какие страсти бушуют в их городах и поселках. Правоохранительные органы и чиновники местного самоуправления посылают запросы о наличии радикальных и экстремистских группировок друг другу – и в результате остаются в полном неведении о реальном положении дел. Одна из участниц семинара рассказывала, с каким удивлением она обнаружила в своем небольшом городе десяток вполне аутентичных скинхедов, явившихся на абсолютно официальный рок-фестиваль (слава богу, дело ограничилось мирной «демонстрацией флага» конкурирующим группировкам). Центр по борьбе с экстремизмом при ГУВД области знает о существовании региональных отделений нескольких молодежных экстремистских организаций – но это только те структуры, которые официально, по суду, признаны таковыми. По скольким еще решение суда не состоялось?

События в Москве, потрясшие столицу 11 и 15 декабря 2010 года, доказывают, что под тонкой корочкой видимого благополучия могут таиться разрушительные и кровавые страсти – стены Иркутска, исписанные ксенофобскими надписями, пугают понимающего человека не меньше, чем толпы подростков, явившихся на разборки с «приезжими» к московскому торговому центру «Европейский». А ведь это только кусочек айсберга: среди молодежи полным-полно сторонников нетрадиционных религиозных групп, спортивных фанатов разной степени дикости, поклонников малоприятных музыкальных групп и членов экстравагантных объединений, которые социологи уклончиво относят к «досуговым». Досуг может заключаться, например, в дискуссиях о преимуществах суицида в ранней молодости перед естественной смертью в глубокой старости. Отдельная тема – молодые мигранты, которые тоже живут на территории области, но находятся вне поля зрения официальных органов по делам молодежи: считается, что ими должны заниматься миграционные службы и правоохранительные органы.

 

Авторитет нужно заработать

Одним словом, если не делать вид, что все хорошо просто потому, что должно быть хорошо, становится понятно, что работы у молодежного правительства Иркутской области более чем достаточно. Само собой, пост в правительстве – это почетная миссия и престижная работа, но каждый кандидат на пост в молодежном правительстве должен понимать, насколько ему будет непросто.

Во-первых, нужно будет выполнить те задачи, которые поставит перед молодежным правительством губернатор. Взяв за пример аналоги в других регионах, можно предположить, что придется заниматься разработкой мер по поддержке молодежных инициатив со стороны государства; повышать социальную активность молодежных организаций; продвигать молодежь в исполнительную власть (причем на муниципальном уровне тоже); стимулировать участие молодежи в выборах; привлекать молодежь к задачам модернизации экономики страны.

Во-вторых, обойтись одной только чистой работой не получится при всем желании: теми же самыми руками, в то же самое время нужно будет работать и с той частью молодежи, которая ходит по грани, отделяющей приемлемое обществом поведение от нарушения норм и законов. Это будет очень непросто, потому что даже благое, по сути, дело борьбы с наркоманией, как показывает нижнетагильский опыт, можно вести так, что вашими делами больше будет интересоваться прокуратура, чем наградной отдел.

В-третьих, и это тоже немаловажно, каждый, кто пройдет сито отбора и станет сотрудником молодежного правительства, должен быть готов к тому, что его не сразу станут принимать всерьез, а только после того, как появятся вполне реальные результаты.

Понимают ли все это те, кто завтра подаст заявления на участие в конкурсе, покажет время.