Я прививок не боюсь…
В Приангарье будет создана горячая линия по вопросам вакцинопрофилактики
Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко предложил ограничить право родителей отказываться от вакцинации детей. Инициатива главы Роспотребнадзора вызвала острую дискуссию в обществе о безопасности и целесообразности прививок. Между тем среди домыслов и слухов сегодня трудно найти рациональное зерно – объективную информацию о нормальных реакциях организма на вакцины и возможных осложнениях. Газета «Областная» решила подключиться к общественному диалогу и собрать за круглым столом депутатов, врачей, ученых, эпидемиологов, родителей, представителей церкви.
В дискуссии приняли участие председатель комитета по здравоохранению и социальной защите Законодательного Собрания Иркутской области Татьяна Семейкина, главный педиатр Иркутской области Елена Голенецкая, консультант отдела организации медицинской помощи женщинам и детям министерства здравоохранения Иркутской области Татьяна Солдатова, начальник отдела по защите прав семьи, материнства и детства при уполномоченном по правам человека в Иркутской области Людмила Коршунова, главный эпидемиолог Иркутска Юрий Лысанов, заведующая кафедрой туберкулеза Иркутского госинститута усовершенствования врачей (ИГИУВ) Елена Зоркальцева, ассистент кафедры клинической аллергологии и пульмонологии ИГИУВ Светлана Буйнова, профессор кафедры детских инфекционных болезней Иркутского медицинского госуниверситета Светлана Ильина. На круглый стол мы также пригласили руководителя миссионерского отдела Иркутской епархии, протоиерея Вячеслава Пушкарева и молодых мам с иркутского интернет-форума 38mama.ru.
Тяжелых осложнений не бывает?
Елена Голенецкая: На сегодняшний день в Иркутской области нет никакого обострения ситуации с отказом от профилактических прививок. Родители прекрасно понимают, в каком сложном эпидемиологическом положении мы находимся, и отказы носят единичный характер. По нашим данным, из 800 детей, наблюдающихся на одном педиатрическом участке, родители лишь одного ребенка отказываются от вакцинации.
Чаще всего взрослые мотивируют отказ распространенным мнением о том, что сначала ребенок должен подрасти, а потом его уже можно прививать. Это неправильная позиция. Именно для маленьких детей инфекции очень опасны, и в ряде случаев, если ребенок не вакцинирован, они могут закончиться печально. Есть заболевания, которые не поддаются лечению, и единственный путь защиты от них – иммунопрофилактика. Мы должны создать иммунную прослойку, которая будет невосприимчива к инфекциям. Вакцинацией должно быть охвачено не менее 96% детей в конкретном регионе, только тогда мы не получим вспышку этого заболевания и защитим детей от тех или иных инфекций.
ОГ: От каких болезней сегодня мы обязаны прививаться?
Елена Голенецкая: В России существует национальный календарь профилактических прививок. Он разработан в рамках закона о профилактике инфекционных болезней. Наш национальный календарь гораздо меньше, чем календари прививок других развитых стран. В него входят вакцинация от туберкулеза, гепатита Б, коклюша, дифтерии и столбняка, полиомиелита, кори, краснухи. Сейчас стоит вопрос о том, чтобы ввести еще обязательную вакцинацию от гемофильной инфекции. При этом в большинстве календарей развитых стран обязательной является вакцинация от пневмококковой инфекции и ветряной оспы. Нам же сегодня сложно перейти на вакцинацию всех детей от этих двух инфекций, так как импортные вакцины достаточно дорогие, а их российские аналоги еще не разработаны.
ОГ: А нужны ли вообще грудничкам прививки, ведь у малышей есть материнские антитела, которые защищают организм от инфекций?
Светлана Ильина: Сроки введения вакцин у детей до года рассчитаны с учетом наличия материнских антител. Например, против кори и дифтерии мы прививаем ребенка к году, когда у него уже нет материнских антител.
ОГ: А все ли дети тогда нуждаются в ревакцинации, может, стоит перед повторной прививкой сдавать анализы на наличие антител?
Светлана Ильина: Ни в одной стране сегодня не определяется уровень антител перед ревакцинацией. Это дорогостоящая и сложная процедура. Да и потом, какая мамочка согласится периодически бегать в поликлинику, чтобы у ее ребенка брали кровь из вены.
ОГ: А как в нашем регионе обстоит ситуация с осложнениями от прививок?
Елена Голенецкая: За последние десять лет в Иркутской области не было зарегистрировано ни одного осложнения, за исключением прививок БЦЖ – вакцины против туберкулеза. От этой прививки осложнения могут быть, но не очень тяжелые. Просто иногда родители путают такие понятия, как осложнения от прививок и поствакцинальная реакция. У определенного процента детей после прививки поднимается температура, появляются высыпания на коже, недомогание. Это поствакцинальная реакция, и она не является заболеванием. Современная иммунопрофилактика безопасна. За последние 20 лет существенно изменилось поколение препаратов, сегодня мы имеем много альтернативных вакцин. Кроме того, существует возможность составить индивидуальный график прививок.
Татьяна Семейкина: При вакцинации важно внимание обеих сторон: и врача, который назначает прививку, и самого родителя, который за две недели до вакцинации должен внимательно следить за состоянием ребенка.
Инна (38mama.ru): К сожалению, до родителей информация о прививках и возможных последствиях зачастую не доводится в полном объеме. Насколько наши педиатры подготовлены сегодня к тому, чтобы исключить риски осложнения после прививок, проводить вакцинацию по индивидуальному графику у детей с различными заболеваниями, будь то астма или аллергия?
Елена Голенецкая: Безусловно, врачи обязаны быть к этому готовы. Курс по иммунопрофилактике входит в программу обучения студентов-медиков. Очевидно, что детей, родившихся в семьях, где то или иное заболевание идет из поколения в поколение, нельзя тупо прививать по национальному календарю. Надо выбрать период, когда нет обострения заболеваний. Возможно, ему понадобится вакцинация альтернативными препаратами, в условиях дневного стационара. Мы учим этому врачей, и уверяю вас, педиатрия позволяет сегодня сделать вакцинацию безопасной.
Вакцинация или эпидемия?
Елена Зоркальцева: Мы знаем, что по закону родители принимают решение о вакцинации за своего ребенка до его 15-летия. Но не является ли отказ от вакцинации, который может повлечь за собой заражение опасной инфекцией, нарушением прав ребенка?
Людмила Коршунова: Это сложный вопрос. С одной стороны, по закону об иммунопрофилактике родители имеют право отказаться от вакцинации детей, подтвердив отказ в письменном виде. С другой, согласно гражданскому кодексу, именно мама с папой несут ответственность за здоровье и воспитание ребенка.
Отец Вячеслав Пушкарев: Заметьте, какая несправедливость получается. Если непривитый ребенок заболеет, родитель будет нести ответственность за эпидемиологическую ситуацию в целом. Но ведь если прививка покалечит ребенка, то за это никто не ответит – ни родитель, ни врач.
Татьяна Семейкина: На самом деле в законодательстве прописана ответственность за отказ от вакцинации. В частности, есть ограничения пребывания непривитых детей в учреждениях, потому что появляется опасность заражения коллектива. Из опыта своей работы в реабилитационном центре для детей с ограниченными возможностями скажу, что без прививок здоровье наших воспитанников было бы гораздо хуже. Мы бы просто не вылезали из болезней.
ОГ: То есть отказ от вакцинации неизбежно приведет к эпидемиям?
Юрий Лысанов: Приведу яркий пример последствий отказа от прививок. В конце 80-х годов была такая же истеричная волна против иммунопрофилактики. Родители отказывались прививать детей от дифтерии. И вспыхнула эпидемия. За то время дифтерией переболело лишь в одном Иркутске четыре тысячи человек, 50 детей погибло. Безусловно, прививка БЦЖ – тяжелая, и я бы от нее с удовольствием отказался, как это сделали в других развитых странах. Но в той же Европе в корне другая социально-экономическая ситуация. Сейчас многие дети к шести годам уже тубинфицированы: если раньше по результатам туберкулинодиагностики мы вакцинировали две тысячи детей, то сейчас и тысячу сложно набрать. Туберкулез – это наша серьезная проблема сегодня.
Олеся (38mama.ru): У нас на форуме есть три мамы, дети которых получили серьезные осложнения после прививки БЦЖ, остит грудины. А ответственных за то, что ребенку приходится проходить через операции и тяжелое лечение, нет.
Елена Голенецкая: Возможные осложнениях от прививки БЦЖ не смертельны. У невакцинированного ребенка в разы возрастает шанс заболеть туберкулезом, что может привести к летальному исходу. Учитывая распространенность туберкулеза в области, сегодня не может быть и речи об отказе от этого вида вакцинации.
Елена Зоркальцева: Случаи осложнения от прививок БЦЖ фиксируются один на десять тысяч. Да, многие регионы перешли на ослабленную вакцину БЦЖ. Но мы в связи с высоким уровнем заболеваемости туберкулезом пока перейти на нее не можем. Кроме того, сейчас разрабатывается новая неживая вакцина, но она появится не раньше 2015 года.
Родителям не хватает информации
Отец Вячеслав Пушкарев: У меня семеро детей, из них не привит ни один. Я полагаю, что прививками мы угнетаем естественные защитные функции организма. Я не против прививок в целом, но я против оголтелого и бездумного вакцинирования всех подряд. Есть ведь и другие, более естественные способы укрепления иммунитета. И вообще, чтобы победить инфекционные болезни, нужно бороться с социальными явлениями – искоренять наркоманию, снижать число неблагополучных семей и так далее. Нельзя полностью полагаться на мнение педиатров, дети ведь у нас в одном экземпляре.
Светлана Ильина: Между тем замечу, что практически все педиатры в обязательном порядке вакцинируют своих детей, и, кстати, 70% на свою скромную зарплату врача покупают дополнительные вакцины.
Марина (38mama.ru): К сожалению, зачастую мы в своих детских поликлиниках сталкиваемся с непрофессионализмом врачей. Мне как матери хотелось бы получить максимально полную информацию о прививке, узнать о возможных осложнениях перед тем как принять решение о вакцинации.
Светлана Ильина: Беда в том, что в медуниверситете сегодня преподается старая программа по вакцинопрофилактике. Когда ее создавали, в стране было всего пять-шесть вакцин. Но я вам обещаю, уровень знаний врачей мы поднимем. Уже сейчас в поликлиниках мы начали регулярно читать лекции педиатрам по современной иммунопрофилактике.
Инна (38mama.ru): Можно ли наладить обратную связь родителей со специалистами, чтобы оперативно получать профессиональную консультацию?
Елена Голенецкая: Мы готовы продумать идею создания горячей линии, притом не только в Иркутске, но и для всех территорий. Кроме того, у нас уже есть неплохой ресурс для обратной связи – мы регулярно отвечаем на вопросы на сайте областного министерства здравоохранения.
Татьяна Семейкина: В заключение хотелось бы подчеркнуть – снизить заболеваемость и сделать более благоприятной эпидемиологическую ситуацию в регионе не поможет только одна вакцинация. Параллельно с ней должны идти профилактика социальных негативных явлений, формирование здорового образа жизни и модернизация сферы здравоохранения.