07.02.2011 13:00
Рубрики
Власть
Теги
07.02.2011 13:00

Не стоит медлить с ответом

Совет при президенте РФ наделен новыми полномочиями

Визит президента Российской Федерации Дмитрия Медведева в Екатеринбург, состоявшийся 1 февраля, был приурочен к 80-летию со дня рождения первого президента РФ Бориса Ельцина и для федеральных СМИ прошел как мероприятие, посвященное в основном открытию памятника Ельцину. Но для самого президента и будущего страны в Екатеринбурге произошло гораздо более важное событие – первое выездное заседание Совета при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека. Прямо во время заседания, что тоже случай исключительный, президент подписал указ № 120, в котором утвердил положение о совете и его персональный состав.

 

Теперь не поспоришь

С формально-исторической точки зрения совет является прямым преемником комиссии по правам человека при президенте РФ, созданной в 1993 году по распоряжению Бориса Ельцина. В 2004 году она была преобразована в совет при президенте, а с 2008 года, после избрания Дмитрия Медведева, встречи президента с членами совета стали регулярными. Значение совета может быть понятно уже по тому, что при его участии были внесены поправки в законы о некоммерческих организациях, значительно упростившие порядок регистрации некоммерческих организаций, составлен точный перечень документов, которые органы власти могут запросить для контроля, снижено количество проверок и установлены сроки рассмотрения регистрационных документов.

В соответствии с только что подписанным указом совет является консультативным органом при президенте, образованным для оказания помощи в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, информирования президента о положении дел в этой области, содействия развитию институтов гражданского общества в РФ и подготовки предложений по вопросам, входящим в компетенцию совета. Основные задачи  совета поражают воображение своими масштабами: содействие процессам гуманизации и модернизации российского общества; систематическое информирование президента о положении дел с соблюдением прав и свобод человека и гражданина в нашей стране и за рубежом; организация проведения экспертизы проектов федеральных законов; подготовка предложений президенту – по вопросам взаимодействия со структурами гражданского общества, по вопросам становления институтов гражданского общества и к ежегодным посланиям президента.

Для выполнения своих функций совет имеет право запрашивать и получать в установленном порядке необходимые информацию и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Совету дано право пользоваться базами данных администрации президента и федеральных органов государственной власти, приглашать на свои заседания любых должностных лиц – от федеральных органов власти до местного самоуправления и общественных объединений, привлекать любых ученых и экспертов, использовать для своей работы правительственные системы связи. По новому положению совет становится не просто рабочим органом, но органом, работающим практически непрерывно, – он будет собираться один раз в два месяца, а при необходимости и чаще. Это значит, что любой чиновник может в любое время ожидать приглашения на беседу к председателю совета – советнику президента Михаилу Федотову.

Фигура председателя совета приобретает особое значение, поскольку в соответствии с указом он имеет право представлять президенту проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также аналитические записки и иные материалы, подготовленные по результатам организованных советом экспертиз. Хотя решения совета носят рекомендательный характер, очевидно, что было бы заблуждением со стороны всех государственных и общественных структур игнорировать эти рекомендации – в положении, в частности, сказано, что все адресаты, получившие рекомендации совета, «в установленные сроки рассматривают их и уведомляют совет о принятых решениях». И медлить с ответом не стоит, потому что параллельно информация о рекомендациях совета доводится до сведения президента Российской Федерации.

В состав совета по решению президента вошли разные люди, и трудно даже представить человека, который знал бы все имена разом. Более или менее на слуху экономист Александр Аузан, председатель президиума неправительственного общественного объединения «Совет по внешней и оборонной политике» Сергей Караганов, генеральный секретарь Общероссийского объединения профсоюзов «Конфедерация труда России» Борис Кравченко, директор Центра этнополитических и региональных исследований Эмиль Паин, председатель экспертного совета негосударственного учреждения «Клуб региональной журналистики» Ирина Ясина, обозреватель «Российской газеты» Леонид Радзиховский, журналист Светлана Сорокина и президент некоммерческой организации «Фонд защиты гласности» Алексей Симонов. Немало проблем для многих московских милиционеров создаст включение в состав совета Людмилы Алексеевой – председателя старейшей правозащитной организации страны, Московской Хельсинкской группы. Невзирая на весьма преклонный возраст, госпожа Алексеева имеет обыкновение посещать массовые мероприятия.

 

На разные голоса

Как ни странно это прозвучит, но многие соратники членов совета должны испытывать после прочтения стенограммы чувство недоумения и удивления. Имея возможность обратиться напрямую к главе государства и поставить перед ним проблемы, актуальные для всей страны, члены совета часто обращались к проблемам узкопрофессиональным или представляющим интерес для небольшой группы жителей конкретного населенного пункта. Очень много говорилось, например, о проблеме секретности российских архивов, из-за которой одни данные уже рассекречены, другие рассекретят через десять – пятнадцать лет (а хочется уже сейчас), третьи не рассекретят никогда. Можно понять досаду историков, занимающихся конкретным периодом отечественной истории, но при чем тут права человека и развитие гражданского общества?

Экологическую честь совета, а речь главным образом шла о Химкинском лесе, отчасти спас исполнительный директор Российского отделения международной неправительственной некоммерческой организации «Совет Гринпис» Сергей Цыпленков, который передал президенту подписанное десятками тысяч граждан обращение с просьбой восстановить лесную охрану и внести поправки в Лесной кодекс. Как отметил эколог, органы власти в Центральном и Приволжском федеральных округах не готовятся к новому пожароопасному сезону, а он, с учетом огромного количества обгоревших деревьев, может быть страшнее прошлого.

Людмила Алексеева обратилась к президенту с предложением изменить порядок рассмотрения судами дел об административных правонарушениях. По действующему порядку судьи не рассматривают показания сторонних свидетелей, сколько бы их ни было и какими бы фото-, аудио- и видеоматериалами они ни подтверждались, но всегда принимают на веру показания милиционеров. Президент согласился с доводами правозащитников, но не принял их сторону до конца – он лишь обещал рассмотреть возможность такого изменения законодательства, чтобы суды обязаны были рассматривать видеозаписи и фотосъемки.

Директор автономной некоммерческой организации «Институт прав человека» Валентин Гефтер поделился с президентом своими опасениями по поводу только что принятого закона о полиции. По сути, заявил Валентин Гефтер, закон в окончательном виде стал большой аппаратной победой Министерства внутренних дел. Гефтер даже процитировал слова президента, который однажды заявил: «Чем подробнее формулировки, тем меньше удельный вес ведомственных инструкций и места для произвола», и добавил, что в законе о полиции все наоборот: очень много отсылок к другим правовым актам, в том числе еще ненаписанным, а все, что касается контроля со стороны общественности и СМИ, отдано на решение самого министерства.

Но самую большую часть времени члены совета посвятили проблемам семьи и детей. Председатель попечительского совета некоммерческого фонда «Национальный фонд развития здравоохранения» Елена Николаева представила президенту статистику, свидетельствующую о глубоком кризисе института семьи. В стране, по ее информации, 30% матерей-одиночек. Вопросами семьи, материнства и детства занимаются 18 федеральных министерств и ведомств, каждое из которых проводит собственную политику. Разумеется, Елена Николаева предложила решить проблему традиционным путем – создания при президенте совета по делам семьи и детей с приданием ему функций контроля за проведением единой государственной политики, которую, кстати, еще предстоит сформулировать. Как вариант, более приемлемый для правительства, госпожа Николаева предположила, что вместо общественного совета при президенте можно создать постоянно действующее федеральное ведомство – службу по делам семьи и детей, подчиненную либо правительству, либо напрямую президенту.

Хотя создание очередного ведомства вряд ли поможет делу, нельзя не признать наличия в словах Елены Николаевой суровой правды и изрядной доли отчаяния. За последние несколько лет рабочая группа, в которую кроме самой Николаевой входят члены профильного комитета Государственной думы и Общественной палаты Российской Федерации, разработала более 30 законопроектов о защите семьи и детства, но эти законы не могут пройти через аппаратные препятствия в правительстве и Госдуме.  

– Базовая проблема демографической катастрофы – это семейная бедность, которая существует в нашей стране. Только четверть российских семей – задумайтесь, четверть российских семей с детьми – способна содержать двух детей, – констатировала Николаева. – На доходы от занятости на уровне потребления выше линии бедности чуть более четверти – одного ребенка. А почти половина семей с детьми не способна содержать даже одного ребенка в рамках прожиточного минимума.

Выступление Елены Николаевой поддержали еще несколько членов совета, которые говорили о проблемах детей-сирот, о том, что закон не позволяет социальным работникам оказывать помощь матерям детей-инвалидов, (считается, что мать-то здорова и потому в помощи не нуждается). А директор Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси интернешнл – Россия» Елена Панфилова и вовсе попросила президента обратить внимание на ситуацию в Новгородской области – там во всех детских учреждениях установили так называемые фильтры Петрика для воды. Эти устройства были установлены в рамках пилотных испытаний, без проведения каких-либо конкурсов или тендеров, они не имеют сертификатов и свидетельств Министерства здравоохранения, но зато независимые экспертизы показали, что при их использовании в воде вырос уровень цинка и многих других химических веществ, которым там не место. Президент ответил, что он и без выступления правозащитницы обратил внимание на документ о фильтрах в переданной ему папке. 

 

Под итоговой чертой

Подводя итоги заседания совета, президент прокомментировал практически все выступления – включая и просьбы пересмотреть каким-то образом дела Ходорковского и Лебедева. Отдав дань последовательности правозащитников, Дмитрий Медведев сказал, что никто из них не читал все дело целиком, но согласился с тем, что общественность может подготовить и представить ему собственный анализ дела. Президент согласился с необходимостью развивать институт суда присяжных, но отметил, что качество вынесенных таким судом решений зависит от его членов, которые в свою очередь могут оказаться под давлением со стороны тех, кто заинтересован в вынесении того или иного решения. Президент оценил как недопустимую практику перевода адвокатов в статус свидетелей по делу и взял на себя всю ответственность за проведение реформы полиции: «Вы задавались тут риторическим вопросом: кто отвечает за эту реформу? Я вам скажу, кто отвечает, президент страны. Не министр, не гражданское общество, президент страны отвечает, и поэтому я это и буду делать».

Завершая встречу, президент заявил, что в 2011 году он проведет три встречи с членами совета (компенсируя одну пропущенную в 2010 году), и предложил сделать все эти встречи выездными. Напомню, главная функция совета – надзор за деятельностью государственных органов.