Иркутская аптека № 1
Здание, в котором сегодня располагается Аптека № 1, является предметом особой гордости для иркутян и, в частности, для нашего коллектива. Строение признано памятником исторического и культурного наследия XIX века. Это одно из немногих зданий Иркутска, никогда не менявших своего предназначения – здесь всегда была Аптека.
Людмила Дроганова,
Заведующая аптекой № 1, филиалом МУФП аптеки № 74
Продолжается публикация материалов, посвященных 350-летию Иркутска, в рамках проекта газеты «Областная» «Десять знаковых мест Иркутска». Присылайте свои темы, отвечающие задачам проекта, – рассказать о местах города, которые формируют его неповторимый облик. В рубрике уже шла речь о сквере имени Кирова, памятнике Александру III, Крестовоздвиженской церкви, Знаменском женском монастыре, зданиях биолого-почвенного факультета ИГУ, Иркутского областного краеведческого музея, БГУЭП, библиотеки им. И.И. Молчанова-Сибирского, усадьбе В.П. Сукачева, стадионе «Труд», Дворце детского и юношеского творчества, пожарной каланче, Музее декабристов, Иркутской ГЭС, библиотеке ИГУ, Польском костеле, синагоге и цирке, ледоколе «Ангара», филармонии, экспериментарии, центральном парке, «кружевном доме», художественном училище, железнодорожном вокзале, Казанской церкви, Красных казармах и Иркутской городской думе.
Мало кто знает, но факт остается фактом: аптека № 1 в Иркутске на самом деле старше, чем принято считать. Дело в том, что в 1886 году братья Исай и Рафаил Прейсманы арендовали небольшое помещение в доме купчихи Поповой по улице Малой Блиновской (Чехова), 23. Сегодня это трехэтажное здание между 3-й Кировской больницей и рыночной площадью. Там и было основано фармацевтическое заведение, в конце концов получившее гордое название «первой» аптеки.
Но для братьев Прейсманов это заведение не имело особого значения. Два года спустя они полностью продали свое предприятие провизору Моисею Писаревскому за 5 тыс. рублей.
– Территория, на которой сегодня располагается наша аптека и еще несколько предприятий, принадлежала довольно известному купцу I гильдии Ивану Голдобину, – рассказывает заведующая аптекой № 1 Людмила Дроганова. – Во время пожара 1879 года усадьба сильно пострадала. Иван Флегонтович разобрал обгоревшие здания, но возобновлять строительные работы не стал.
Напомним, что почти сразу после общегородского бедствия была определена зона Иркутска, в которой запрещалось при строительстве основных перекрытий и фасадов использовать пожароопасные материалы, в том числе и дерево. Улица Графо-Кутайсовская (Дзержинского) как одна из центральных улиц Иркутска, естественно, вошла в эту зону.
Усадьба Голдобина всегда была деревянной, а теперь, когда большая часть собственности купца превратилась в пепел, его обязали строить каменное здание, если он захочет восстановить свое жилище. Вероятнее всего, Иван Флегонтович просто не был готов к таким затратам. Зато Моисею Писаревскому, чьи дела начинали идти в гору благодаря его исключительному таланту зельеварения и глубоким познаниям в области европейской медицины, было под силу осуществить застройку освободившейся территории. С коммерческой точки зрения это было очень выгодное место для аптеки: центр города, рядом торговая площадь. Скопление народа здесь обещало существенный поток клиентов.
На взаимовыгодных условиях Писаревский и Голдобин заключили соглашение, по которому опустевшая после пожара земля перешла в частную собственность провизора.
– Следует понимать, что в то время строительство каменного здания было очень затратным делом не одного года, – поясняет Людмила Дроганова. – Только к 1897 году местный архитектор, имя которого, к сожалению, не удалось выяснить, по личному заказу Писаревского закончил проект одноэтажного дома с подвалом.
Специфика работы провизора на рубеже веков изначально подразумевала некоторые особенности в конструкции здания, где в дальнейшем могла расположиться аптека.
В здании была организована вытяжка, идущая из подвала, где и располагалась лаборатория, под самую крышу. Подвал также использовался для хранения лекарств. Когда строительные работы были завершены, предприятие Писаревского переехало на новое место. В тот период в городе было открыто всего три аптеки, еще три работали в сельских уездах.
По словам Людмилы Дрогановой, Писаревскому удалось выиграть конкурс на поставку своих лекарственных препаратов для приемных покоев, окружных врачей, а что самое главное, для тюрьмы. Это было очень выгодное соглашение для предприятия. Тюрьма постоянно нуждается в лекарствах. Благодаря тому, что Моисей Григорьевич разработал технологию приготовления медикаментов, которая позволила снизить их себестоимость на 25%, ему и удалось добиться этого договора для своей аптеки.
Оборот постоянно рос, а число работников аптеки к 1906 году увеличилось до 17 человек. Однако в 1907 году Писаревский был на полгода выслан из Иркутского генерал-губернаторства из-за политической неблагонадежности, что не лучшим образом сказалось на бизнесе. Умер аптекарь в Иркутске в 1916 году.
С приходом советской власти аптека Писаревского была национализирована. Впервые в истории учреждение начало отпускать лекарства бесплатно – по рецептам со штампом «за счет губздрава». В 20-е годы прошлого столетия штат работников аптеки составлял 20 человек, половина которых были профессиональными фармацевтами с высшим образованием. В то же время предприятие было переименовано в «3-ю Советскую» аптеку. А в 1923 году постановлением фармуправления при губздраве аптеке был присвоен нынешний № 1 и учреждение вошло в состав Губернского союза потребительских обществ «Иргубсоюз».
Сегодня «первая» является филиалом МУФП «Аптека 74» (более крупного современного предприятия), но тем не менее продолжает оставаться самой известной в городе. Штат состоит только из высококвалифицированных работников с высшим и средним фармацевтическим образованием.
Одним из предыдущих руководителей аптеки, Сергеем Коротаевым, была организована музейная экспозиция, посвященная истории аптеки. После его смерти вдова, Светлана Николаевна, передала всю экспозицию в музей города. Там можно увидеть старинные склянки, книги с подписью «украдено у Писаревского» – так Моисей Григорьевич напоминал друзьям, что не следует забывать вернуть одолженное чтиво. В коллекции также присутствуют другие различные предметы медицинского инвентаря и сохранившиеся копии фармацевтических документов, написанных языком того времени.
Что касается самого здания, то оно сохранило свой первоначальный исторический вид. Архитектура строения удивительно сочетает конструктивные элементы с художественным оформлением, что по праву можно считать идеалом с точки зрения эстетики. Возможно, такое сочетание и спасло здание от советского «вандализма», который мы наблюдали в случае с домом генерал-губернатора (городской администрации), когда все художественные элементы фасада были попросту стесаны.