Александр Костин: Требования к лицензированию школ станут строже
Всем образовательным учреждениям с 1 января 2011 года будет выдаваться бессрочная лицензия. С одной стороны, это нововведение избавит школы от решения многих бюрократических вопросов. С другой, может спровоцировать нарушение прав обучающихся на качественное образование. Служба по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области уже организовала специальные курсы для экспертов по лицензированию и аккредитации учебных заведений. О предстоящих переменах ее руководитель Александр Костин рассказал в интервью газете «Областная».
– Уже известно, что учреждения, осуществляющие образовательную деятельность, будут получать лицензию по новым правилам, а региональные службы Рособрнадзора возьмут на себя новые функции по подтверждению документов государственного образца. Какие еще перемены ждут систему образования?
– С 1 января 2011 года образовательным учреждениям России будет выдаваться бессрочная лицензия. С одной стороны, это избавит школы от решения многих бюрократических вопросов. А с другой – ситуация, при которой первая проверка после получения лицензии состоится через год, а последующие будут осуществляться раз в три года, может спровоцировать нарушение прав обучающихся на качественное образование. Понятно, что требования к процедуре лицензирования станут строже, а ответственность руководителей за нарушения будет носить не символический характер.
Сегодня правительство страны утвердило план развития сферы образования до 2015 года на всех его этапах: от дошкольных учреждений до системы начального и среднего профессионального образования. И самым важным критерием является качество образования. При этом нельзя сравнивать, к примеру, показатели лицея Москвы и малокомплектной школы Казачинско-Ленского района. Школа XXI века должна следить за персональным социальным эффектом, который включает в себя развитие, воспитание и обучение. Нужно помнить о главной цели образования – его доступности вне зависимости от места проживания.
– То есть малокомплектные школы все-таки должны сохраняться?
– Безусловно. Сегодня в стране идет процесс реструктуризации и оптимизации образовательной сети. Главы территорий обязаны учитывать интересы детей и помнить, что все изменения в жизни образовательных учреждений могут проходить только с согласия сельского схода. Поэтому в рамках президентской инициативы «Наша новая школа» прописаны условия реструктуризации: открытость, аккуратность и осторожность.
Беспокоит сегодня то, что в Иркутской области намечается тенденция сокращения сети дополнительного образования. Причина тут ясна: не хватает денег на капитальные и текущие ремонты, возрастают требования к образовательным учреждениям, вводится новая система оплаты труда. За счет чего руководителям муниципальных образований изыскивать дополнительные средства? Некоторые идут по пути сокращения ставок педагогов дополнительного образования. И забывают при этом, что ребенок должен развиваться, получать жизненные уроки об организации свободного времени. Дополнительное образование – необходимое условие развития детей. Федеральный государственный образовательный стандарт первой ступени обучения предполагает выделение десяти дополнительных часов на организацию внеклассной, внешкольной деятельности. И эти программы развития должны реализовываться за счет педагогов дополнительного образования.
– О новых образовательных стандартах речь идет давно, и менеджеры педагогики уже проходят соответствующие курсы повышения квалификации. На каком этапе эта работа сейчас?
– С 1 сентября 2011 года вступает в действие новый федеральный государственный образовательный стандарт первой ступени обучения, то есть начальной школы. Сейчас на рассмотрении находятся стандарты основного и полного среднего образования. Скоро узнаем, с какого времени они начнут работать. А пока мы руководствуемся примерным минимумом содержания образования на всех ступенях.
Еще раз напомню, что президент России Дмитрий Медведев 11 ноября 2010 года на Государственном Совете по образованию обозначил идею реализации инициативы «Наша новая школа», основная задача которой – раскрыть способности каждого ученика, воспитать его подготовленным к жизни в современном мире. Условия для «Новой школы» должны быть такими, чтобы ребенок в рамках своих способностей и возможностей мог развиваться. Это безбарьерная среда, то есть возможность непрерывного образования. При переходе из дошкольного образовательного учреждения ребенок должен усвоить федеральные государственные стандарты начальной школы и легко перейти на вторую ступень обучения. В соответствие с итоговой аттестацией за курс основной школы ребенок должен выбрать дальнейший путь получения образования. Важно понять, что цель обучения в школе – не пятерки и четверки в аттестате, не золотая или серебряная медаль, а получение базового качественного образования, которое позволит продолжить учебу в ссузах и вузах. Новая школа предусматривает оптимизацию учебной нагрузки, и это должно отражаться в нормативно-правовых документах муниципального и образовательного учреждения.
Также в рамках президентской инициативы «Наша новая школа» уделяется внимание развитию индивидуального потенциала учащихся. Имеются в виду школы для одаренных детей, всероссийские школьные олимпиады. Министерство образования и науки РФ изменяет подход к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады. Мы видим, что на разных уровнях – муниципальном, областном, российском – побеждают одни и те же дети. А другие, не менее способные, остаются в стороне. Задача нового подхода: поддержать и создать условия для всех детей с интеллектуальным потенциалом. Речь идет и о создании университетских лицеев. По всем этим вопросам на российском уровне уже созданы рабочие группы.
– Новые документы наверняка касаются и кадровых вопросов…
– Кадры решают все. И во всех документах учтен персонифицированный подход к повышению квалификации учителей. Потому что у каждого специалиста свои затруднения в профессиональной деятельности. Остается обязательным повышение квалификации один раз в пять лет. Сейчас в связи с новыми стандартами все учителя начальных классов должны пройти обучение.
Кроме того, с 2011 года вступает в силу новое положение об аттестации педагогических руководящих кадров, одной из составляющих которого является подтверждение статуса с последующей аттестацией один раз в пять лет. Процедура усложнена. В частности, в ней предусмотрено тестирование, в котором не только теоретические вопросы, но и знание практических навыков и умение реализовывать задачи федерального образовательного стандарта.
– Суть происходящих в системе образования перемен не всегда понятна самим педагогическим работникам. Как в нововведениях ориентироваться учащимся и их родителям?
– Сегодня, в соответствии с новым законодательством, каждое образовательное учреждение должно публично отчитываться о своей работе, выкладывать всю информацию на собственном интернет-сайте. Родители сегодня – не только заказчики образования, но и соучастники учебного процесса. Поэтому важно регулирование общественных советов. Их сегодня много, но права и обязанности этих советов зачастую размыты. Все образовательные учреждения взаимодействуют с разными организациями на договорной основе, эти договоры должны быть грамотно оформлены.
Необходимо также ежегодное самообследование образовательной среды. Мы понимаем, что написать план на десять лет невозможно. Потому что каждый год в образовательное учреждение приходят разные дети со своими особенностями. Самообследование должно включать такие направления, как подвоз детей к школе, комплектация классов, состояние педагогических кадров, нормативно-правовое сопровождение, внесение изменений в уставы.
Поможет ориентироваться в сфере образовательных услуг и договорная основа между учреждениями образования и законными представителями детей. Многие школы сегодня переходят на эту систему. Хотя нужно заметить, что договоры требуют совершенствования и должны включать различные формы получения образования. Так, муниципалитетам дано право создать нормативный документ, регулирующий получение образования в различных формах детей: инвалидов, из малообеспеченных семей, отдаленных территорий.
– Служба по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области первой реагирует на изменения в законодательстве. Это создает для сотрудников чрезвычайные ситуации?
– Нет, мы всегда работаем в штатном режиме, о намечающихся изменениях знаем заранее, корректируем в связи с этим свою деятельность, но не меняем текущих планов. Например, в этом году мы хотим усилить государственно-общественную аккредитацию. Такой опыт наработан при аккредитации лицея ИГУ в 2010 году, когда само учреждение занималось самоанализом и отчитывалось перед общественностью. Такая общественная и внутренняя экспертизы, как этапы аккредитации, уже включены в план работы на 2011 год. Все-таки аккредитация – это подтверждение статуса и мнение общественности, в частности, заказчиков образовательных услуг. Мы не стоим на месте, тоже совершенствуем свой профессиональный уровень. В конце 2010 года все работники службы прошли курсы и стажировки в разных городах страны. Мы убеждены в том, что нужно не только проверять и фиксировать нарушения в сфере образования, но и заниматься их профилактикой, оказывать консультативную помощь. Для того чтобы облегчить жизнь руководителям образовательных учреждений и педагогам, мы выкладываем на своем сайте www.skno.govirk.ru всю последнюю информацию об аттестации, аккредитации, лицензировании.