Ирина Синцова: Наступивший год – год реформы бюджетной сферы
Только через соответствие современного законодательства потребностям сегодняшнего дня определяется качество социальной политики, уверена председатель комитета по социально-культурному законодательству ЗС Ирина Синцова. В сферу интересов возглавляемого ею комитета входят спорт, молодежная политика, культура и образование. То, что мы привычно называем бюджетной сферой. И наступивший 2011 год станет годом ее реформы.
– Первая составляющая этой реформы – переход на отраслевую систему оплаты труда. К 1 сентября нынешнего года во всех учреждениях образования, культуры и спорта, какого бы подчинения они не были, областного или муниципального, должна быть введена отраслевая система оплаты труда. Мы еще в 2009 году приняли закон, согласно которому можно применять иные, отличные от единой тарифной сетки, системы оплаты труда.
Тарифная сетка предлагает разряды, и более высокий разряд предполагает более высокую оплату. Более того, и стимулирование происходит по этому же принципу – чем выше разряд, тем больше премиальные. Разряд подтверждается один раз в пять лет. Пусть меня простят педагоги, человек может пять лет достаточно спокойно себя ощущать. Конечно, каждый стремится получить высшую категорию, но к ней можно прийти и просто через определенное количество лет. В итоге мы видим, что у нас в системе образования молодым кадрам очень сложно получать достойную зарплату, как бы творчески они к своей работе не относились и какими бы профессиональными знаниями не обладали. Они всегда будут уступать своим старшим коллегам. Может быть, в какой-то степени это правильно, но, с другой стороны, мы не можем сидеть и ждать, пока человек состарится. С огромным уважением отношусь к людям старшего поколения, которые по призванию работают в школе и очень преданы ей. Но, тем не менее, новые формы оплаты труда позволят осуществлять стимулирование конечных результатов. Если воспитанники молодого учителя получили призовые места на всероссийских олимпиадах, соответственно, этот педагог будет иметь финансирование, соответствующее высшей квалификации. Независимо от того, сколько он работает.
По учреждениям культуры есть одна очень большая проблема. Отраслевая система оплаты труда в культуре проходит в более усложненном варианте. В конце прошлого года Контрольно-счетная палата Иркутской области проверила принципы формирования фондов оплаты труда в культуре и образовании. В ходе проверки выяснилось, что средний процент надтарифного фонда в образовании составляет 22%, а в культуре от 3% до 8%. А это и компенсационные надбавки, которые необходимы обязательно, и стимулирующие надбавки. Следовательно, руководствуясь постулатом, что отраслевая система оплаты труда должна быть не меньше, чем предыдущая, с таким надтарифным фондом у учреждений культуры получается меньше средств, чем у других бюджетников.
Помимо реформирования бюджетной сферы нам предстоит совершенствовать законодательство по тем направлениям, которые были определены в прошлом году. Это, в первую очередь, закон «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области». Закон очень значимый, и мы видим, что он работает.
Возможно, произойдет корректировка данного закона. Предложения сейчас разрабатывает министерство социального развития, опеки и попечительства.