Систему оказания бесплатной юридической помощи в Иркутской области решено усовершенствовать
В его работе также приняли участие представители Института законодательства и правовой информации им. Сперанского, областного департамента по обеспечению деятельности мировых судей, Контрольно-счетной палаты, Ассоциации муниципальных образований Иркутской области, ведущих вузов региона и др.
Как отметил председатель комитета по законодательству о госстроительстве Борис Алексеев, эффективность деятельности публичной власти оценивается качеством услуг, оказываемых населению. И поскольку каждому гражданину страны в Конституции гарантировано право на квалифицированную юридическую помощь, а в ряде случаев эта помощь должна оказываться бесплатно, региональная власть и муниципалитеты должны создать условия для реализации этого права. Закон «Об обеспечении оказания юридической помощи на территории Иркутской области», вступивший в силу 11 июня 2008 года, как раз должен был решить эту задачу. Между тем, как отметил Борис Алексеев, власти многих муниципальных образований не до конца понимают значение этого закона.
Участники круглого стола отметили ряд проблем, затрудняющих реализацию закона. Во-первых, недостаточное финансовое и материально-техническое обеспечение адвокатов для оказания бесплатной юридической помощи или юридической помощи населению труднодоступных и малочисленных населенных пунктов области. Во-вторых, низкая активность муниципалитетов в подаче заявок на оказание населению такой помощи. В-третьих, учет департаментом по обеспечению деятельности мировых судей Иркутской области при сборе заявок с муниципалитетов на организацию юридической помощи только одного критерия – труднодоступности территории, в то время как в законе предусматривается также организация бесплатной юридической помощи ряду категорий граждан.
Это граждане с доходом ниже величины прожиточного минимума – истцы по делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью; ветераны Великой Отечественной войны (по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью); граждане РФ при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий; жертвы политических репрессий (по вопросам, связанным с реабилитацией); несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Как отметил председатель бюджетного комитета Сергей Курилов, при совершенствовании областного закона об оказании юридической помощи также нужно продумать форму оказания помощи группам граждан, пострадавших от деятельности каких-либо организаций. «Это дела обманутых вкладчиков «финансовых пирамид», пострадавших дольщиков и других. В областном законе необходимо предусмотреть оказание им бесплатной коллективной юридической помощи», – предложил Сергей Курилов.