Лекарство от войны
Молодой, обаятельный и скромный. В свои 27 он дважды побывал в Чечне, знает цену человеческой жизни и настоящей любви. В нем уживается тяга к оружию, экстриму и романтике. Поэтому даже после тяжелого задания он не упустит возможности собрать для жены букет цветов по дороге домой.
Стоять за себя и быть самостоятельным Никиту Белянского жизнь научила с детства. Он рос в семье без отца и, глядя на тяжелый медсестринский труд матери, мечтал быть хирургом. Врачом стать не получилось, но спасать людей довелось. Только гораздо позже, когда за плечами остались армия и две командировки в Чечню.
После окончания школы, взвесив все имеющиеся шансы, решил поступать в Высшую школу милиции. Но провалил экзамен по русскому языку. Перед тем, как уйти в армию, успел поработать санитаром в центральной районной больнице.
– Никита, почему в армию пошли? Выбора другого не было?
– Был выбор. Я вполне мог увернуться от армии, позаниматься еще год и поступить все же в университет. Но верх взяло мальчишеское любопытство. Мне было интересно посмотреть мир за пределами своего маленького города. И что такое служба, и как там, на войне, и пострелять хотелось.
– Как считаете, армию должен пройти каждый мужчина?
– Армия у каждого своя. Там либо вырастешь, либо сломаешься. А как иначе? В жизни все точно так же. Армия хороший спецкурс для будущего мужчины. Мне лично служба дала очень много. Во-первых, физическую и моральную подготовку, которые пригодились позже. Во-вторых, возможность посмотреть на жизнь совсем с другой стороны. В Чечне служил в отдельно-разведывательном полку специального назначения ВДВ. Боевые операции в широком масштабе уже не велись. Наша задача была находить и уничтожать боевиков. Но повоевать довелось сполна.
– Второй раз поехали в командировку уже по контракту. Первого раза не хватило?
– Я вернулся домой после Чечни, погулял, посмотрел. Ценностей никаких в жизни не было, целей тоже. Там, мне казалось, происходит действительно что-то важное, а на гражданке вроде как рутина. Кроме того, была перспектива делать военную карьеру, продолжать учиться. Поэтому я уехал во второй раз. И только там, сидя ночью в горах, слушая тишину, начал задумываться о многом. Подрос видимо, да и опыта житейского прибавилось. На все с другой стороны посмотрел. Страшно вдруг стало, что меня, так же как товарищей наших, отправят домой в цинковом гробу, и никто, кроме матери, не заметит моей смерти.
– Каково это было – налаживать простую человеческую жизнь? Война ночами не снилась?
– Не снилась. Я нашел самое лучшее, что может заменить войну, – любовь. Женился на девушке, с которой был знаком еще до армии. И это стало моим спасением.
– Как вы стали спасателем?
– У меня хорошая подготовка по альпинизму и выживанию в горах. С детства занимался тайским боксом, дошел до кандидата в мастера спорта. Вот и стал спасателем. К тому же нужно было кормить семью, скоро дочка должна была родиться.
– Спасатели работают с самым ценным, что есть на свете, – с человеческой жизнью. Вы понимаете, что совершаете каждый день поступки с большой буквы, рискуя своей жизнью ради чужой?
– Спасатель – это не звание. Это работа такая. Ежедневная. Я же понимал, когда шел сюда, что буду не бумажки на столе перекладывать. Такая специфика – рисковать. Отношение к человеческой жизни у меня сформировалось давно. Я знаю, насколько она может быть бесценной и обесцененной.
– Вы за себя не боитесь? Как же семья, любимая жена и дочь?
– Знаете, только дураки не боятся. Куда же от инстинкта денешься? Бывает такое, что нужно переступить через свои страхи, ты просто берешь и делаешь. Вот взять горные сплавы – смотришь на порог и думаешь, что по своей воле никогда бы туда не полез. Но где-то там тебя ждет человек, и каждая минута на счету – некогда думать и взвешивать. Опыт и знания гораздо лучший напарник, чем неконтролируемый страх. Жена у меня – «золото», а главное – полностью меня понимает и поддерживает. У нас никогда не возникает проблем из-за частых командировок. Родные, конечно, волнуются, просят быть осторожней.
– Какие спасательные операции за шесть лет вашей работы были самими сложными и запомнившимися?
– Много разных случаев было. Спасательные операции бывают в горах, в пещерах, на воде, под водой. Условия разные, и сложность тоже. Но ликвидация последствий аварии на Саяно-Шушенской ГЭС – одно из трудных заданий. Там я работал водолазом, приходилось погружаться даже не в воду, а в суспензию. Костюмы постоянно выходили из строя. Заменить их было нечем. Вечером чинили, как могли, а утром – снова за работу.
– Большая часть вашей работы – это спасение людей, занимающихся экстремальными видами спорта. Вы не считаете, что в какой-то мере они не совсем здоровы и сами ищут неприятностей?
– Вы думаете, мы от них чем-то отличаемся? Невозможно же ходить в горы, не любя их и не понимая. Жизнь богата на эмоции и впечатления, поэтому совершенно нормально, что люди постоянно проверяют себя на прочность. Просто иногда бывают сбои. Для этого мы и нужны, чтобы оказаться в нужное время в нужном месте.
– Родина вас как-то отблагодарила за вашу работу?
– За службу в Чечне награжден орденом Мужества, нагрудным знаком «За службу на Кавказе» и медалью «За отвагу». За время работы в аварийно-спасательной службе – медалью «За участие в спасении сограждан», нагрудными знаками МЧС России «За заслуги» и «Участнику ликвидации последствий ЧС». Часто благодарят люди, которым удалось помочь. Бывает, ходатайствуют перед начальством, чтобы нас чем-нибудь наградили.
– Дочка понимает, что папа у нее работает в МЧС?
– Ей пять лет, дома она пытается обыграть меня в шахматы и просит научить лазать по веревкам, когда приходит ко мне на работу. Папа для нее просто папа. Все свободное время я провожу со своей семьей, его слишком мало, чтобы и дома говорить о работе.
– Время и силы на мечты остаются?
– Конечно. В юности много чего хотел – прыгать с парашютом, поесть фруктов с дерева, поездить, поплавать и полетать на всем, что можно только представить. Все это я уже получил. Дельтаплан вот только не освоил. Осталось несколько пунктов: посмотреть мир, поездить по разным странам, родить сына и купить, наконец, большую светлую квартиру для своей семьи.
– Я думаю, все ваши мечты и желания сбудутся. Ведь недаром говорят, что каждому в этой жизни дается по заслугам.