В режиме он-лайн
Тимур Сагдеев пообщался с посетителями сайта Заксобрания
Областные парламентарии опробуют новую форму работы со своими избирателями, используя для этого свой сайт Законодательного Собрания. Первой отвечала на вопросы посетителей портала председатель комитета по социально-культурному законодательству Ирина Синцова. Вслед за ней свою видеоконференцию на тему «Парламентский контроль» дал председатель комиссии по контрольной деятельности Тимур Сагдеев.
Всего в адрес «главного ревизора» поступило 30 вопросов. Порой их тематика выходила далеко за пределы круга деятельности комиссии. Но ее председатель не уклонялся от ответов, даже когда приходилось заходить на чужую территорию. Вот только часть диалога, завязавшегося в виртуальном пространстве, но носящего сугубо земные интересы.
– Нас проверяют все, кому не лень: санэпидстанция, пожарные, милиция… Теперь вот придумали еще парламентский контроль. Кого и что вы собираетесь проверять?
– Наша комиссия по контрольной деятельности работает в связке с областной Контрольно-счетной палатой. Ее сфера – контроль за правильным использованием бюджетных средств и областной собственности. Естественно, что это и наша главная задача. На своих заседаниях мы заслушиваем результаты аудиторских проверок органов местного самоуправления, бюджетных организаций и в зависимости от тяжести проступков прописываем «лечение», вплоть до направления дел в областную прокуратуру.
– Не раз слышал такое выражение как «депутатский запрос». Объясните, что это такое?
– Депутатский запрос – это одна из форм парламентского контроля. Один депутат или группа депутатов может обратиться к губернатору, членам областного правительства, федеральным службам или мэрам территорий за разъяснением того или иного вопроса. Необходимость такого запроса оценивается на сессии и принимается большинством голосов. Одновременно назначается комитет или комиссия Законодательного Собрания, которая следит за своевременным получением ответа на запрос и его полнотой. Если проблема, поднятая депутатами, не может сразу разрешиться, то запрос ставится на контроль и может быть снят с него только решением всего депутатского корпуса.
– Приходилось ли вам направлять депутатские запросы за время своей работы?
– Прошлым летом я побывал в Тофаларии, входящей в мой избирательный округ. Давно назрела необходимость передать имеющийся там заказник, управляемый из Красноярска, в руки нашего Байкало-Ленского заповедника. В ходе поездки мы обнаружили, что уничтожаются нерестилища рыб на реке Бирюсе. Одно из предприятий, расположенное на берегу, сбрасывает туда неочищенные стоки. По возвращении в Иркутск я направил депутатский запрос в Роспотребнадзор. Его специалисты взяли пробы воды, обнаружили многократное превышение вредных веществ и наложили на предприятие крупный штраф. Этот запрос до сего времени остается на контроле у нашего комитета по природопользованию. Весной, во время нереста рыбы, мы еще раз посмотрим, как предприятие выполняет предписание Роспотребнадзора.
– Где чаще всего теряются бюджетные деньги?
– Вот только несколько заключений КСП. При проверке готовности к приватизации МУП «Облкоммунэнерго» были выявлены факты нарушения законодательства на сумму в 289 миллионов рублей. Неэффективно использовались бюджетные средства при реализации национальной программы «Здоровье». Федеральные субсидии, выделенные на закупку оборудования для сосудистых центров, пролежали мертвым грузом в течение девяти месяцев. Из-за волокиты с размещением госзаказов на оборудование для операционных произошло удорожание его стоимости примерно на 60%. Это потерянные десятки миллионов рублей. Аудиторы КСП уже неоднократно указывали на низкий уровень контроля со стороны министерств и заказчиков за исполнением заключенных контрактов при размещении государственных заказов. Само же агентство по госзаказам не проявляет заинтересованности в экономном расходовании бюджетных средств. Выяснилось, например, что при закупке мяса для учреждений области предпочтение отдается тем посредническим фирмам, которые осуществляют поставки продукции из Парагвая, Бразилии, Китая, а местные производители остаются за бортом, зачастую не получая даже информации о проведении торгов.
– Какова результативность парламентских проверок? Кто-то несет наказание?
– Директор «Облкоммунэнерго» был освобожден от занимаемой должности, и в отношении него было заведено уголовное дело. Сразу три уголовных дела было заведено по фактам злоупотребления при осуществлении областной целевой программы «Социальное развитие села». После проверки КСП областное министерство здравоохранение взыскало 2,6 миллиона рублей штрафов с недобросовестного поставщика оборудования. Постепенно ликвидируется перекос, о котором я говорил, в снабжении учреждений продуктами местного производства. Если в 2009 году их было приобретено на 400 миллионов рублей, то в прошлом – уже более чем на 650 миллионов.
– Я житель Ангарска. В прошлом году сильно заболел. Перенес операцию на сердце, после чего с ноября получил инвалидность второй группы. До сих пор не могу получить льготные лекарства в городской больнице № 1 города Ангарска. Обещают выдать лишь после заключения договора на поставку лекарств в марте 2011 года. Почему такая волокита?
– К сожалению, ситуации со сбоем лекарственным обеспечением мы наблюдаем периодически. Она остро стояла в 2009 году. Тогда депутаты Законодательного Собрания взяли ее под контроль, провели депутатские слушания с приглашением всех ответственных за снабжение лиц. В конце прошлого года опять посыпались письма с жалобами. Заверяю, ситуация уже в ближайшее время нормализуется. На сегодня имеется около 900 отсроченных рецептов, по которым, как меня заверили, до конца февраля нужные лекарства будут выданы.
– Вы депутат от «Единой России», а вашим заместителем в комиссии работает депутат от коммунистов Евгений Рульков. Как вам вместе работается, возникают ли разногласия?
– Я с уважением отношусь к Евгению Адамовичу как к опытному специалисту и политику. Особых разногласий у нас не возникает, да и не может возникнуть. Мы же понимаем, что работаем в первую очередь для своих избирателей. Поэтому партийные пристрастия мы отодвигаем на задний план.