02.03.2011 13:00
Теги
02.03.2011 13:00

В Россию возвращаются дорожные фонды

25 марта депутаты Государственной думы должны в окончательном чтении принять ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием организации дорожного движения», внести изменения в закон «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности», Бюджетный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях. Планируется, что в апреле документы подпишет глава государства. Все изменения направлены на одно – возрождение Федерального дорожного фонда и создание территориальных фондов в каждом российском регионе.

Дорожные фонды работали в регионах с начала 1990-х и вплоть до 2000 года. Налог на пользователя дорог, который составлял 2,5% от оборота любого предприятия, стабильно пополнял бюджет дорожного фонда. Но в 2001 году решили, что такой налог обременителен для предприятий, и дорожные фонды закрыли, пообещав, правда, оставить финансирование дорожной отрасли на том же уровне. Чего, естественно, не произошло.

Теперь дорожные фонды, как федеральный, так и региональные, решено возродить. К 1 января 2012 года такие фонды должны быть созданы в каждом регионе. Иркутская область – не исключение.

И сразу же с начала следующего года объем финансирования строительства, ремонта и содержания дорог в Иркутской области должен увеличиться примерно в 2,5 раза и составить почти 7 млрд рублей против нынешних 1 млрд 789 млн рублей. Эти прогнозные данные в понедельник озвучил депутат Госдумы от Иркутской области, первый заместитель председателя бюджетного комитета ГД Виталий Шуба на рабочей встрече с депутатами Законодательного Собрания.

Столь значительное увеличение денежных средств Иркутская область получит в связи с изменением схемы финансирования региональных фондов. Они будут формироваться за счет акцизных сборов от продажи бензина, моторного масла и дизельного топлива. Также в эти фонды полностью уйдут средства от транспортного налога. Кроме этого, в течение трех лет, начиная с нынешнего года, акцизы будут каждый год увеличиваться на один рубль. Он будет делиться поровну между Москвой и регионом.

По словам Виталия Шубы, если бы по этой схеме акцизные сборы были собраны в прошлом году, то в Иркутской области эта сумма составила бы 5 млрд 960 млн рублей плюс 970 млн рублей транспортного налога. А так как топливо в нашей области производится много, это один из самых больших сборов в Сибирском федеральном округе. Например, в столь любимом нами Красноярском крае акцизные платежи будут меньше всего на 15 млн рублей. Новосибирская область соберет меньше почти на миллиард рублей. Больше всего «просядет» дорожный фонд столицы нашей родины. Если сейчас московские дорожники распоряжаются 140 млрд рублей, то по новому закону им предстоит довольствоваться 20 млрд рублей.

Однако возникает вопрос: готовы ли в Приангарье освоить такие средства? По мнению депутата Сергея Тена, пока в области нет понимания того, на что мы будем тратить средства. Необходима стратегия развития отрасли хотя бы на ближайшие несколько лет. Недостаточная готовность или вообще отсутствие проектно-сметной документации также может значительно усложнить работу, отметил Виталий Шуба. Например, документы по федеральной трассе «Вилюй», которая соединит Тулун, Братск и Усть-Кут с Мирным и Якутском, у соседей в Якутии готовы, чего не скажешь о нас.

Депутаты отметили, что в ближайшее время необходимо провести инвентаризацию всех дорог в регионе и разработать областную программу развития автодорог. Проработкой вопросов дорожного строительства в Иркутской области и создания регионального дорожного фонда займется комитет по собственности и экономической политике ЗС. Председатель комитета по собственности и экономической политике Нина Чекотова отметила, что в Иркутской области имеется программа развития дорожной сети, однако она уже потеряла актуальность. Требуется инициировать разработку нового документа, который позволит реализовать задачи, стоящие перед дорожными фондами.

Вопросы создания регионального дорожного фонда в Иркутской области также будет курировать бюджетный комитет Законодательного Собрания.