Многоликое искусство Сергея Моисеенко
О братском художнике Сергее Моисеенко вновь заговорили несколько лет назад, после того как его творчество высоко оценил поэт Евгений Евтушенко, который приобрел его работы и пообещал выставить их в своем музее в Переделкино рядом с картинами Пикассо и Сикейроса. Однако сам автор не возник из ниоткуда, просто давно не выставлялся, продолжая при этом много и напряженно работать. В прошлом году Сергей Моисеенко наконец-то решил – ему есть что показать, и всех удивил серией своих экспозиций в Братске и Иркутске. В минувший вторник его выставка открылась в иркутской галерее DiaS.
Групповые исторические композиции и портреты казаков в живописи и графике, лица детей, разноплановые пейзажи, натюрморты и несколько листов абстрактной графики. Всего в экспозиции представлено около 90 работ, и при поверхностном взгляде на них вовсе не скажешь, что это дело рук одного и того же художника.
– Я познакомился с творчеством Сергея Моисеенко в конце 1990-х годов, когда он окончил Красноярское художественное училище, – рассказал заслуженный художник РФ Сергей Элоян. – Обратил внимание на его работы на одной из молодежных выставок. Они очень сильно отличались от того, что мы видим на этой выставке. Это были абстрактные беспредметные работы, достаточно формальные и очень интересные. Меня привлекла проработанность этих произведений, любовь к тщательной отделке поверхности при всей их условности еще и по личным пристрастиям.
Сергей Элоян написал о нем небольшую статью в журнал «Первоцвет», и работы Сергея Моисеенко тогда впервые были опубликованы в СМИ. После учебы в Красноярске автор жил в Нижнеудинске. Перебраться в Братск в 1992 году ему помог коллекционер Спартак Арбатский, который приобретал его работы. Он-то и подсказал тогдашнему мэру Ивану Невмержицкому, что неплохо было бы выделить квартиру талантливому художнику. С тех пор Сергей Моисеенко живет и работает в Братске.
Какие только темы не находили отражение в его творчестве за эти годы. Но не так давно Сергей Моисеенко побывал на спектакле Иркутского театра народной драмы, и его «зацепило» – художник увлекся казачьей темой.
– Я посмотрел, что они делают, послушал песни, и мы подружились, – рассказал автор. – Большинство персонажей на моих картинах – артисты театра. Изображая казаков, я показываю свое отношение к нашей культуре и истории. Показываю образ русского человека, его удаль, размашистость, широту натуры. Вот, например, «Барыня» – это мощь в женском обличии.
А монументальное полотно «Вольница» – это исторический портрет казаков, собирательный образ воинов и первопроходцев. Над этим полотном художник работал полгода.
– При каждой новой встрече Сергей Моисеенко меня удивлял тем, что в его творчестве происходили неожиданные изменения, – рассказал Сергей Элоян. – Само увлечение абстрактным искусством охватывало большой спектр. Но он внезапно вернулся в материнское лоно русского реализма. Кроме того, на этой выставке мы видим исторические работы, а это, пожалуй, самый сложный жанр, с огромным количеством подводных камней и опасностей. То, что он набрался смелости и замахнулся на такую тему, вызывает огромное уважение. Само количество вложенного в эти работы труда фантастическое – человек упорно изо дня в день все свое время отдает живописи.
Искусствоведы и художники сходятся во мнении, что талант Сергея Моисеенко очевиден. Однако такое разнообразие нормально для художника в период становления, и автору пора определяться, чтобы успеть реализоваться в главном. Ведь качественный скачок можно получить только после упорной работы в одном направлении. Сергею Моисеенко нужно завершить формирование своего узнаваемого стиля.
– Он замечательный человек, нестандартно мыслящий, живущий по своим внутренним законам, поэтому общепринятые ценности его не очень волнуют, то есть он настоящий человек искусства, – считает Сергей Элоян. – И безусловно талантливый художник. Поэтому, наверное, всем любопытно посмотреть, к чему он придет лет через пять.
Познакомиться с многоликим творчеством Сергея Моисеенко, можно до 23 марта.