Закон суров
Но черные лесорубы об этом пока не знают
Хотя у пары законов, направленных на борьбу с черными лесорубами, как говорится, на губах еще молоко не обсохло (закон об организации пунктов приема и отгрузки древесины принят пять месяцев назад, а закон об административной ответственности за его нарушения действует лишь два месяца), законодатели решили проверить его антибраконьерскую зубастость. По инициативе автора закона, председателя комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Юрия Фалейчика за круглый стол сели все участники заградительного пула: лесопромышленники, члены областного правительства, лесная милиция, депутаты ЗС…
Открывая заседание, Юрий Фалейчик был вынужден признать, что закон пока не оказал существенного влияния на деятельность черных лесорубов и не пресек незаконные рубки древесины.
– Мало того, раздаются даже издевательские оценки: чего бы вы тут ни придумывали, как воровали, так и будем воровать. Вы пишете законы, а мы придумываем, как их обойти. Может, мы вообще зря замахнулись на эту лавочку под названием «воруй-лес»?
Вопрос был, конечно, провокационный, и последующие два часа ушли на то, чтобы доказать, что принятые законы архинужные, но уже сейчас, с высоты даже невеликого опыта видно, что они требуют доработки.
По мнению заместителя министра лесного комплекса Юрия Вельдяева, когда законы заработают в полную силу, отдел министерства, отвечающий за выдачу свидетельств о постановке на учет пунктов приема и отгрузки древесины, просто захлебнется в бумажной документации.
– Ситуация такова: на сегодняшний день выдано 1034 свидетельства о регистрации. По нашим подсчетам, это примерно одна треть юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся заготовкой и переработкой древесины. Ежемесячно они должны предоставлять декларацию о своих лесных потоках. Поскольку в январе на учет встало 807 лесозаготовителей, то в феврале должно было поступить 807 деклараций. Пока представлено 482. Нарушение закона? Нарушение. Но если бы все оказались законопослушны и представили декларации, мы бы физически не сумели их все обработать.
Чтобы облегчить контроль за лесозаготовками и оперативно отслеживать нелегальный оборот древесины, необходимо, как считает Вельдяев, отказаться от громоздкого бумажного документооборота. Он, можно сказать, попал в законодательный акт по недоразумению. Дело в том, что образцом для документа послужил закон, действующий в Забайкальском крае. А там лесозаготовительная деятельность куда меньшего масштаба: рубят не 20 млн кубометров леса, а всего 1,5 млн, имеют не три тысячи пунктов приемки и отгрузки, а 460. Ясно, что там справиться с бумажной отчетностью намного проще. В Иркутске же надо менять методы работы, прописанные в законе.
– Наше министерство, – сказал Юрий Вельдяев, – уже приступило к разработке программного обеспечения для перехода на электронный учет.
Он также предложил переадресовать штрафы, взимаемые с нарушителей закона (а они немалые, достигающие в некоторых случаях полумиллиона рублей). Часть их должна поступать не в областной бюджет, а в бюджеты тех районов, где обнаружены и изобличены черные лесорубы.
– Мы считаем, что возможность пополнить свои бюджеты послужила бы дополнительным стимулом для мэров участвовать в реализации этих законов. По этому поводу мы как раз ведем переговоры с министерством финансов.
С ним согласен и руководитель агентства лесного хозяйства Владимир Шкода. Он даже посчитал нужным не делиться с муниципалитетами, а передать им весь сбор от штрафных санкций.
– Мэры лучше всех знают ситуацию в лесах своих районов. Без их помощи нашим инспекторам трудно контролировать лесное браконьерство.
Еще на декабрьской сессии при утверждении бюджета-2011 начальник областного УВД Александр Обухов попросил выделить на нужды лесной милиции дополнительно 48 млн рублей, пообещав, что она вернется в бюджет в десятикратном размере. Депутаты пошли навстречу и утвердили дополнительные ассигнования. Как рассказал руководитель лесной милиции Аркадий Рыков, уже в ближайшее время будет увеличена штатная численность и приобретено 11 автомобилей.
– А то мы ведь до этого ни конный, ни пеший – ни рейд провести, ни браконьеров оперативно задержать. Да и сам закон дал нам в руки действенное оружие. Мы уже начали применять карательные меры. В суды направлено 28 протоколов об административных нарушениях. По трем из них уже приняты решения.
Присутствующие на заседании представители крупнейшего в области лесопользователя ОАО «Группа «Илим», на долю которого приходится чуть ли не половина заготавливаемого в области леса – 9 млн кубометров, внесли предложение вывести из-под действия закона тех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, кто прошел добровольную лесную сертификацию и имеет международный сертификат. По их мнению, надо сосредоточиться на борьбе с нарушителями закона, а не на законопослушных предпринимателях.
Завершая заседание круглого стола, Юрий Фалейчик констатировал, что закон, как показала жизнь, конечно, не идеален, но вполне работоспособен. Требуется лишь его поправить с учетом замечаний, высказанных в ходе обсуждения.
– Поскольку предложений было высказано достаточно много, то я предлагаю создать рабочую группу из всех заинтересованных сторон, которая и отшлифует закон. И сделать это она должна в оперативном порядке, чтобы мы уже на апрельской сессии смогли принять обновленный вариант закона.
В то же время решено сделать депутатский запрос правительству о ходе реализации закона о постановке на учет пунктов приема и отгрузки древесины. В частности депутатов интересует, почему с момента принятия закона не было проведено ни одного заседания межведомственной комиссии по предотвращению правонарушений в сфере лесного хозяйства.