Людмила Берлина: Печальный факт, когда про коррупцию слагают анекдоты
В октябре 2011 года в Иркутске пройдет второй Межрегиональный антикоррупционный форум. В его работе примут участие представители законодательной, исполнительной власти, правоохранительных органов, общественных организаций со всего Сибирского федерального округа. Первый форум состоялся в столице Приангарья в 2007 году. О том, что сделано за четыре года, о планах, направленных на борьбу с коррупцией, наш корреспондент беседовал с председателем Законодательного Собрания Иркутской области Людмилой Берлиной.
– Людмила Михайловна, в мае 2007 года Иркутск стал местом проведения форума, на котором обсуждались проблемы коррупции, предлагались меры борьбы с этим общественным злом. Каковы, на ваш взгляд, конкретные результаты работы первого Межрегионального антикоррупционного форума с позиции сегодняшнего дня?
– Сегодня мы видим, что на самом высоком государственном уровне разработка эффективных мер по борьбе с коррупцией становится все более и более актуальной. К ней обращаются президент, депутаты Государственной думы, лидеры «Единой России», руководители силовых ведомств. Тема коррупции не сходит с первых полос ведущих газет и журналов страны, является предметом постоянного внимания телевизионных каналов. В 2007 году такого глобального интереса к коррупции как к негативному фактору нашей общественной жизни еще не было. Надо отметить, что и сегодня это явление не рассматривается населением страны как нечто из ряда вон выходящее. Опросы показывают, что среди проблем, вызывающих общественное беспокойство, коррупция находится на седьмом-восьмом месте после цен на услуги ЖКХ, инфляции, безработицы. Это говорит о том, что люди не рассматривают коррупцию как основную угрозу благополучию. Гораздо большую озабоченность по этому поводу высказывают сейчас представители большой политики, ведущие экономисты.
Если мы обратимся к документам, разработанным на первом антикоррупционном форуме, то увидим, что в 2007 году участники мероприятия предлагали меры, ставшие спустя четыре года предметом конкретного рассмотрения правительством и парламентариями. В частности, в рекомендациях первого антикоррупционного форума Федеральному собранию РФ и правительству, а их было сформулировано порядка 20, сказано: «…ужесточить санкции за преступления против государственной службы, увеличив сроки погашения судимости и лишения права занимать определенные должности; увеличить размер штрафов за коррупционные преступления; ввести требования об обязанности представления сведений об имуществе, доходах депутатов, государственных, муниципальных служащих, а также членов их семей с возложением на них бремени доказывания законности их расходов, если эти расходы не соответствуют доходам, полученным ими в силу пребывания в той или иной должности; разработать и закрепить механизм выявления конфликта интересов на государственной службе…» Если мы обратимся к текущей практике, то увидим, что все вышеперечисленное претворяется в жизнь: президент предлагает утвердить документ, по которому штрафы увеличатся до ста раз относительно размера взятки, в Госдуме рассматривается вопрос о возложении обязанностей по сбору доказательной базы о соответствии расходов и доходов непосредственно на чиновников, депутатов и членов их семей.
– А на местном уровне после форума были предусмотрены какие-то антикоррупционные меры?
– Одно из наиболее значимых нововведений последних лет – это принятие Законодательным Собранием Иркутской области дополнений к закону «О законах и иных нормативных правовых актах» в части установления антикоррупционных требований. Не секрет, что еще многие нормативные документы расплывчато трактуют те или иные полномочия должностных лиц, остаются лазейки для их расширительного трактования. За время, прошедшее с прошлого форума, были проэкспертированы на предмет наличия коррупционной составляющей все законы, ранее принятые областным парламентом. Это была очень большая и кропотливая работа. Нормативные акты, которые сейчас поступают в Законодательное Собрание, проходят обязательную правовую антикоррупционную экспертизу на наличие отсылочных норм и противоречий, создающих возможности для коррупции. В октябре 2010 года в области был принят закон «О противодействии коррупции в Иркутской области».
– Вы сказали, что общественное мнение по отношению к коррупции настроено не очень критично…
– Я недавно в одной газете прочитала анекдот про коррупцию: «С 2011 года в УК РФ вводятся две новые статьи: «несвоевременное предоставление взятки» и «разжигание борьбы с коррупцией». Думаю, это печальный факт, когда про коррупцию слагают анекдоты. К сожалению, взятка повсеместно рассматривается как инструмент решения своей проблемы – идет ли речь о правовом споре, о медицинских или образовательных услугах и т.д. В обыденном сознании взятка не выглядит, как преступление. И это, несомненно, симптом тяжелой общественной болезни, вызванной очень многими факторами, в том числе неэффективным госуправленим, отсутствием прозрачности в экономике, утратой ценностных духовных ориентиров, кризисом семейного воспитания.
– Как глубоко, на ваш взгляд, зашел процесс?
– Любой здравомыслящий человек отдает сегодня отчет в том, что болезнь под названием «коррупция» носит тяжелый хронический характер. Справедливости ради надо отметить, что это не только российская проблема. С коррупцией борются на всем земном шаре и далеко не везде успешно: в глобальном мире и финансовые, и политические контакты невозможно подвергнуть тотальному контролю. Но проблема заключается в том, что более развитым экономикам коррупция не приносит такого масштабного вреда, как нашей. Я недавно принимала участие в работе Красноярского экономического форума. Вице-премьер Алексей Кудрин озвучил в своем докладе один из самых актуальных вопросов текущего исторического момента: «Как привести в Россию иностранных инвесторов?» И он не скрывал своего сожаления по поводу того, что иностранный капитал куда более активно вкладывается в развивающиеся экономики Индии, Бразилии и Китая, нежели в российскую. Как одну из главных причин негативного отношения к российскому рынку потенциальные инвесторы называли высокий уровень коррупции. Если мы не перестанем рассматривать это зло как норму, если не сможем переломить ситуацию, то инновационное развитие, модернизация экономики так и останутся для нас слабо достижимыми целями.
– Благодаря чему может наступить в нашем обществе такой перелом?
– Мы имеем в нашем национальном характере такую черту – видеть все в черном цвете. Да, проблема есть и очень не простая, но, как любая проблема, она требует системных усилий в решении. Многое уже делается, работают и совершенствуются законы, которые ставят заслон на пути коррупции. Оздоравливается правоохранительная система – следствие, прокуратура, суды сегодня представляют собой абсолютно самостоятельные структуры, их функции максимально разведены, процесс их совершенствования продолжается. В стране запускается механизм так называемого института конфликта интересов, без которого в борьбе с коррупцией не может быть никакой положительной динамики. Реформируется милиция. Благодаря электронному формату торги в системе госзаказа ведутся с января 2011 года исключительно в публичном поле. Газеты, журналы, телевидение, Интернет пестрят информацией о процессах над чиновниками-взяточниками. В обязательном порядке декларируются доходы всех крупных чиновников, депутатов и их ближайших родственников. Публично принимаются все законодательные акты, бюджеты. К примеру, сессии нашего областного парламента можно видеть в режиме реального времени на сайте Законодательного Собрания.
До переломного момента, конечно, еще не близко. Но не замечать перемены нельзя. И наш второй Межрегиональный антикоррупционный форум, который пройдет в октябре, тоже станет одним из рубежей в борьбе с коррупцией. Мы постараемся придать форуму максимально конкретный характер, привлечь к его работе не только тех, кто по долгу службы обязан вести эту борьбу, но как можно больше неравнодушных, заинтересованных людей, представителей прессы, публичных политиков, общественные и молодежные организации.
В рамках подготовки к форуму я также приглашаю к дискуссии на страницах газеты «Областная» всех жителей Иркутской области, которых волнует антикоррупционная тематика.